В самом сердце столицы, под сенью древних куполов Храма Христа Спасителя и на фоне живописных панорам Москвы-реки, развернулся один из самых ярких географических праздников года — VI Фестиваль «Чудеса России», приуроченный к 180-летию Русского географического общества. Вся страна в течении 9 дней собиралась в парке «Зарядье», чтобы вспомнить, как разнообразна и богата Россия — от морей до гор, от мелодий арктического побережья до ткацких станков горных селений.
Заключительный день, 20 июля, был посвящен Северо-Кавказскому федеральному округу. Дагестан на фестивале «Чудеса России» представил свою многогранную культуру с такой искренностью и мощью, что покорил сердца тысяч москвичей и гостей столицы. Ибо он говорил с Россией на языке сердца — через танец, музыку, ремёсла и гордость за свою землю. И этот язык оказался понятен всем.
Парк утонул в овациях: экспрессия и лиричность дагестанских песен и танцев разбудили забытые эмоции
К пяти часам вечера к главной сцене невозможно было пробиться. Зрители замерли. Началось выступление «Государственного ансамбля песни и танца «Дагестан» под руководством художественного руководителя Дабая Дабаева — одного из главных хранителей национального фольклора. На сцену вышли артисты в ярких национальных костюмах — с серебряными поясами, кинжалами и гордой осанкой горцев. Первые аккорды композиции «Край родной» разнеслись по парку, как призыв к родной земле. За ней последовали «Чох» и «Мой Дагестан» — вокально-хореографические полотна, в которых каждое движение, каждый звук — отголосок веков.
Танцы сорвали бурные аплодисменты: даргинский «Шатилла» с его резкими, как удары молнии, движениями, лезгинский «Буткент» — огонь, переплетённый с грацией, и лакская народная песня «Песня невесты», пронзительная, как ветер в ущельях. Кумыкская «Бюль-бюль» и лезгинская «Луноликая» звучали будто из древних преданий, где каждое слово — молитва к природе и любви.
Неподдельные эмоции не нуждаются в лишних словах. Видео: Райсама Саркарова, Дагестанское отделение РГО
А когда на сцену вышел солист Тагир Курачев с песней «Край родной мой, выси гор», а вслед за ним — дуэт Заслуженной артистки РД Заиры Даибовой и Виктории Кочакаевой с огненной «Калинкой» — весь парк встал и пошёл в пляс. Люди танцевали на месте, образовывали пары, смеялись, обнимались.
После небольшой географической викторины, где знатоки могли проверить свои знания о Кавказе, на сцену пригласили квартет Государственного оркестра народных инструментов Дагестана. Их исполнение старинных мотивов — музыкальных сокровищ народов Дагестана — стало настоящим путешествием во времени. «Танец гор», «Акушинский танец», «Магьи Дилбер», пьеса «Агачаул» — каждый номер был как карта, прочерченная звуками через ущелья, сёла и древние предания.
Отметим, что выступления дагестанских коллективов прошли на обоих музыкальных площадках Фестиваля: главной сцене парка «Зарядье» и малой сцене амфитеатра. И здесь Амфитеатр был заполнен до отказа. У сцены — толпа. Люди стояли на цыпочках, снимали на телефоны, пели вместе с артистами. Бурные «браво!» и аплодисменты не смолкали.
«Никто не остался равнодушным, — рассказывала одна из зрительниц из Ярославля. — Это не просто выступление. Это — приглашение в другой мир. Мир, где каждая песня — как откровение, каждый танец — как битва за память».
Ковры, как язык предков: мастер-класс в стиле горской сакли
Пока на сценах звучала музыка, в Молодёжном пространстве фестиваля разворачивалась другая история — тихая, но не менее величественная. Здесь активисты Молодёжного Центра РД организовали мастер-класс по ковроткачеству.
В центре зоны — ткацкий станок, а за ним — мастерица Умайсат Гаджиева в традиционном наряде, с глазами, полными мудрости предков. Её руки, привыкшие к труду, будто рассказывали историю поколений. Она демонстрировала три вида дагестанских ковров: «Келим» — двусторонний безворсовый, с огненными узорами, «Сумах» - с низким ворсом, мягкий и плотный, с глубокими символами и ворсовые ковры из натуральной овечьей шерсти.
- Я использую инструменты, которым уже 60, а кое-где и 100 лет, — рассказывала Умайсат. — Каждый ковёр — это не просто изделие. Это летопись. Здесь — горы, здесь — реки, здесь — судьбы людей.
Зона была оформлена как настоящая горская сакля: ковры на полу, подушки, кувшины. А рядом — Камилла Гаджибекова, активистка молодёжного Центра РГО РД, ставшая не просто помощницей, но и живой фотозоной. Её юбка от дагестанского дизайнера Каринэ Рамазановой, выполненная в принте лезгинского ковра «Сумах», притягивала взгляды. Узоры, словно живые, переплетались с национальными мотивами, напоминая: традиция — не музейный экспонат, она живёт здесь и сейчас. На девушке были также украшения от кубачинских мастеров: браслеты и кольцы с символами дагестанской идентичности: кинжал, горец, кувшин, горянка.
К мастер-классу подходили дети, студенты, пенсионеры. Все хотели прикоснуться к нити, попробовать ткать, задать вопросы. «Я мечтаю побывать в Дагестане, — говорила девушка из Казани. — После этого мастер-класса я поняла: это не просто один из регионов нашей страны. Это — целая вселенная».
В завершении дня, который стал настоящим праздником культурного единства, заместитель председателя Дагестанского отделения РГО Амиль Саркаров поделился своими впечатлениями:
- Фестиваль «Чудеса России» — это не просто географическое событие. Это мост между народами, между поколениями. Он расширяет наши знания, раскрывает красоту многообразия нашей страны. Когда мы видим, как москвич танцует лезгинку, как ребёнок из Сибири впервые прикасается к ткацкому станку, как зритель загрустил от песни о родных горах — мы понимаем: в этом и есть сила России — в единстве. И в единстве — наша сила».
Наверно у большинства участников и гостей возникали примерно те же мысли. В «горской сакле» расположилась информационная стойка с буклетами о природных чудесах Дагестана, его водопадах, ущельях, народных промыслах. Многие покидали ее с улыбкой и обещанием: «Теперь точно поедем!».
Райсама Саркарова,
Пресс-служба Дагестанского отделения РГО