Дагестанцы знают географию на "тройку"

Географический диктант в ДИРО. Фото предоставлено Дагестанским республиканским отделением РГО

1 ноября 2015 года в России впервые прошел Всероссийский географический диктант. За 45 минут его участникам предстояло ответить на 25 вопросов. Например, назвать самое глубокое пресноводное озеро или самый высокий вулкан у нас в стране, расположить субъекты Федерации с севера на юг или догадаться, о каком географическом объекте шла речь в отрывке из произведения русской классической литературы и т.д.

Для проведения этой масштабной образовательной акции Русского географического общества было организовано 220 площадок. Из них две – в столице Дагестана г. Махачкале. Первой площадкой выступил Дагестанский государственный педагогический университет, второй – Дагестанский институт развития образования.

На диктант в основном пришли школьники, студенты и взрослые люди, представляющие самые разные специальности. Как выяснилось, далеко не все из писавших диктант знали, что остров Сахалин находится в Тихом океане, а правый приток Волги – река Ока. Больше баллов набрано за знания географической терминологии, а вот понимание карты и умение определить координаты местности, следует признать,  не тянет даже на "троечку".

1_geogr_diktant_v_dgpu.jpg


Географический диктант в ДГПУ. Фото предоставлено Дагестанским республиканским отделением РГО

Не является ли это результатом ослабления внимания к географии в школах республики? И если говорить шире, о каком месте школьного курса географии в образовательном процессе можно говорить, если на него выделяется всего один час в неделю?! Интерес к предмету в школах упал до критической отметки. Несомненно, популяризацию географии как науки надо начинать со школы, с увеличения программы ее преподавания хотя бы до двух часов в неделю. Да и с учебниками пора разобраться, парад непонятных пособий и неизвестных дагестанскому географическому сообществу авторов стоит прекратить.

В 9 классе всего 1,5 часа отводится на изучение географии России и 0,5 часа – на Дагестан. Это, мягко говоря, проявление банального неуважения к родной земле. Разве можно за 9 школьных часов более или менее сносно узнать географию республики, ее природу и экономику? В последний раз материал в учебниках обновлялся в 90-х годах, с тех пор курс физической географии не изменялся, а социально-экономический раздел совершенно устарел.

Вместе с тем, география заслуживает не меньшего внимания, чем, например, литература или биология. И этот вопрос следует поднять на государственном уровне, иначе проблему не решить. Авторитет любой науки не может определяться одними лишь баллами ЕГЭ.

Прошел Всероссийский географический диктант, и очень хочется, чтобы этот добрый почин продолжился. Будет здорово, если в скором времени у нас появится возможность провести еще один такой же диктант, но, желательно, с добавлением перечня вопросов по географии каждого региона России.

Хотя я сам и работаю уже четверть века в родном Дагестане, исходил его вдоль и поперек со студентами и школьниками как руководитель молодежного спортивно-туристского отряда "Геотур", но всегда ощущаю голод в познании родного края. Сколько еще непознанного в географии как нашей Большой, так и Малой родины!

Тагир Балгуев, к.г.н., заместитель председателя Дагестанского отделения Русского географического общества