Детско-юношеский краеведческий квест "Ливны. История достижений"

История - очень увлекательная наука для людей с хорошо развитым воображением. Читаешь книгу, а перед глазами говорят герои, сражаются армии, строятся города, туземцы встречают первых путешественников. Однако, даже воображению нужна фактура, предметы быта, оружие, костюмы, звуки выстрелов и рёв мощных моторов на пределе возможностей. Традиционно этой задачей - сбором и демонстрацией исторической фактуры - занимаются музеи, но история, зачастую, гораздо сложнее и богаче того, что можно разместить на стендах.

           Проблемой популяризации изучения краеведения заинтересовался педагог МБУДО ЦТР им. Н.Н. Поликарпова П.И. Михайлов. Он выступил с инициативой проведения квеста для школьников старших классов и студентов. Проект получил поддержку. Организаторы сформировали команду партнёров, помощников в его реализации.

            Основной вопрос при создании квеста касался «внутренней механики». Готового рецепта «Методические рекомендации о...», к сожалению, не нашлось. Было общее понимание ЧТО надо делать, а КАК делать решали уже в процессе. Эта статья - попытка кратко изложить опыт проведения такого мероприятия для всех заинтересованных участников.

            Город Ливны основан в 1586 году, и многие вехи его развития достаточно хорошо описаны в различных источниках прямо или косвенно, как важного форпоста в борьбе за расширение границ Московского княжества и становления Российского государства. Во время Великой Отечественной войны город был практически стёрт с лица земли. От старинных зданий остались только фундаменты и фрагменты стен. В послевоенное время невероятным трудом ливенцам удалось восстановить хотя бы часть исторической застройки, пусть и в изменённом виде. Но осталось главное — память, что и где находилось ранее, какие люди здесь жили, о чём мечтали.

           

В любом городе найдётся несколько зданий, к которым приходят во время обзорных экскурсий. Из уст экскурсоводов также звучат фамилии горожан, оставивших яркий след в истории. Задачей исторического квеста стало показать забытые факты ливенской истории, раскрыть их значение с новой стороны, подсветить менее известные исторические места и биографии выдающихся земляков. Процесс выбора «точек интереса» проходил совместно с сотрудниками Ливенского краеведческого музея. В качестве фильтра для поиска информации выступило то, что 2021 год является «Годом науки и технологии».

Организаторы сосредоточились на истории старейших образовательных учреждений, объектах, являвшихся на стыке XIX-XX веков вершиной технологий, на людях ушедшей эпохи, приложивших к этому свои силы и талант. В результате в качестве объектов для проведения квеста отобрали около 12 зданий и судьбы 20 человек. Маршрут ограничили районом исторической застройки города.

           

Дело начали с тестового прохода маршрута, чтобы убедится в его безопасности для участников (движение по тротуарам, переходы по светофорам), проверить разные подходы к ориентированию, осмотреть некоторые здания на предмет сохранности.

            Игровая механика строилась на использовании современных IT-технологий, специальном сайте и поиске карточек с QR-кодом, ведущим на скрытые страницы сайта с дополнительной информацией.

           

Так как исторический период по зданиям был выбран на рубеже прошедших веков, то возникло предложение использовать «относительную» навигацию в старинном стиле, например, «На углу улицы Соборной и Новоникольской здание с большими колоннами», а там, где это затруднено, ориентироваться по азимуту и дистанции до следующей точки. Подготовили специальную карту с нанесёнными историческими названиями, но случился конфуз… Выяснилось, что большинство старшеклассников, отобранных в качестве тестовой группы, не знают даже современных названий улиц родного города, а значит не могут выйти к нужному объекту по адресу. Вторая проблема — плохое понимание карт. На вопросы, где на карте (детальной, с контурами домов и ключевых объектов) находится то или иное здание, ответа у детей не было, или он был очень далек от цели. Пришлось упрощать систему навигации и отказаться от последовательного прохождения «от точки к точке», так как некоторые участники могли банально заблудиться. В итоге список объектов с азимутами и дистанцией был открыт сразу и полностью в документе «Легенда карты». Организаторы надеялись, что работать с транспортиром и линейкой умеют все. Также, для безопасности движения по маршруту, «точки интереса» расположили по порядку с минимальным количеством переходов через дорогу.

            Пройти весь маршрут за час-полтора вполне можно было бы одному участнику, но остановились на модели формирования команд от образовательных организаций с обязательным участием взрослого руководителя команды. Всего заявки подали 11 команд с общим количеством участников более 40 человек. В день запуска квеста в городе на зданиях в доступных местах были наклеены карточки формата А5 с информацией об организаторах мероприятия и QR-кодом для считывания. В отдельную группу в WhatsApp были добавлены все руководители и капитаны команд для обмена общей информацией.

            Само прохождение квеста выглядело следующим образом:

            1) Скачать с сайта «Карту» и «Легенду карты», до выхода, заранее, отметить «точки интереса».

            2) Выйдя на место, найти карточку с кодом, сфотографировать ее и прислать фотографию места личным сообщением в WhatsApp администратору квеста, для контроля прохождения точки, а далее открыть страницу по ссылке, указанной в QR-коде. На случай, если карточка на месте отсутствует (например, оторвали), предусматривался звонок или сообщение администратору, который после уточнения адреса, высылал ссылку на страницу в личном сообщении.

            3) Пройти все точки, заполнить Легенду и отправить администратору, подтвердив, тем самым, что прохождение завершено.

Квест осознанно не стали делать соревнованием по скорости прохождения, так как это убивало саму идею неспешной прогулки, фотографирования и чтения на месте информации со страниц сайта, как на экскурсии.    

            Команды, прошедшие маршрут полностью, допускались ко второму этапу.  Второй (творческий) этап квеста и церемонию награждения предполагалось провести во время проведения в городе Ливны регионального молодёжного научно-технического форума «Техно-Старт 2021». Получилось так, что все команды прошли маршрут полностью (очень упростили навигацию) и встал вопрос, как выбрать победителей из 11 команд. Так совпало, что последняя 12-я карточка состояла из фамилий семи известных ливенцев, о которых рассказывали в школе на уроках истории и о них есть информация в сети Интернет. Реакцией на ситуацию стала поправка карточки. Она стала основой для второго этапа квеста. Вопросы по биографиям известных персон были даны в табличном виде с полями выбора правильного ответа. Круг необходимых знаний ограничивался Википедией - спорным источником информации, но наиболее вероятным для тех, кто готовился к конкурсу. При этом у жюри была таблица с правильными ответами для подсчета баллов.

       

    

Творческий конкурс прошел в форме написания эссе – заметки в формате новости для блога о квесте. В качестве иллюстрации новости необходимо было отобрать несколько фотографий, сделанных участниками во время прохождения квеста. Для оценки эссе важна была только форма и суть подачи материала.

            Также заранее было объявлено, что будет отдельная номинация «За лучшие фотографии». Из присланных было отобрано и распечатано 50 фотографий. Право отобрать лучшие было предоставлено самим участникам.

            Квест продолжался в течение недели. Старт состоялся в пятницу. Команды могли подготовиться и пройти его в выходные дни в удобное для них время, а также успеть подготовиться ко второму этапу. Финал (творческая часть квеста) состоялся на следующей неделе также в пятницу.

            Особенных сложностей во время прохождения маршрута не возникло. Первая команда, состоящая из одних девочек, доложила о прохождении уже через два часа после запуска. Остальные, в основном, прошли за выходные, а к среде первую часть квеста выполнили все участники. Заблудилась всего одна команда, причем та, от которой меньше всего этого ожидали. Однако сумели исправить ситуацию и прошли чисто.

            Итоги. Квест пройден. Участники остались довольны мероприятием, отметили новизну подачи информации и выразили желание участвовать в продолжении. Пока жюри подводило итоги, у участников было время на свободное общение за чаем и пирожками. Общее ощущение от общения с командами осталось очень хорошим, большинство правильно поняли суть квеста, «Это не соревнование — это увлекательная, но, главное, познавательная прогулка», а призы - просто приятный бонус. Некоторые представители команд отдельно подходили по окончании квеста и предлагали свою помощь и участие в подготовке последующих мероприятий.

            Партнёры проекта, участвующие в его реализации, тоже остались довольны результатом. Ливенский краеведческий музей накопил много материала, который не уместишь в стандарты экспозиции, и готов к творческому поиску новых форм представления краеведческой информации.

            В настоящее время прорабатываются сценарии подобных мероприятий на следующие годы, по двум приоритетным направлениям «Наследники Победы» и «По стенам старой крепости».

            Приобретенный опыт организации краеведческого, исторического квеста, может помочь в подготовке и проведении аналогичных мероприятий в дальнейшем.

            Все материалы по проведённому квесту находятся в открытом доступе по адресу https://livnyquest.nethouse.ru/