Диодор Сицилийский о природных чарах родины

Древнегреческий историк Диодор (около 90 – 21 годы до н.э.) родился в сицилийском городе Агарии, в юности много путешествовал. После тридцатилетних подготовительных работ он составил обширный исторический труд в 40 книгах под названием «Историческая библиотека». До нашего времени дошли книги I-V и XI-XX трактата, от других остались только фрагменты. В первых шести книгах описывалась география, культура и история разных стран мира, в том числе Скифии.

Некоторые этнографические сведения Диодора Сицилийского о Скифии, вероятно, восходят к каким-то утраченным произведениям или оригинальным скифским преданиям. Так, рассказ о происхождении скифов, саков, массагетов и савроматов (извл. 1), хотя и близок к рассказу Геродота, но совершенно от него независим. Укажем в связи с этим, что после II-I веков до н.э. европейская Скифия под ударами мощной волны пришедших с востока кочевников-сарматов прекратила свое существование. Однако северные страны еще многие века фигурировали в источниках под названием «скифских».

Характеризуя северные страны, Диодор не обошел вниманием миф о Гиперборее (извл. 2-3). В описании нет ничего нового, исключая указание на низкое расположение луны на небосводе, что, видимо, должно рассматриваться как показатель крайне северного расположения местности. Характеристика северного климата практически повторяет описания предыдущих авторов, особенно Вергилия. Любопытно, что Диодор снабжает свое изложение лирическим отступлением, касающимся «природных чар» родной стороны: какими бы суровыми ни были ее климатические условия, исконным жителям она милее всего!

burzyanskiy_rayon_rb.jpg


Малая родина – милее всех (Бурзянский район РБ). Фото В.П. Путенихина

Интересную деталь географического плана можно извлечь из Диодорова повествования об аргонавтах. Возвратный маршрут аргонавтов на родину у него, в отличие от Аполлония Родосского, совершенно другой. Поднявшись вверх по Дону, они в определенном месте перетащили свой корабль по сухопутному волоку в другую большую реку, текущую в Северный океан! Интерпретация Диодора вполне соответствует географическим представлениям своего времени: после Эратосфена, как мы уже отмечали, Каспийской море на многие века «оказалось соединенным» длинным и узким проливом с океаном.

volga_marka_sssr_1991.jpg


Волга – «другая река» у Диодора Сицилийского, на которую ведет волок с Танаиса-Дона. Почтовая марка СССР, 1991 г.

Нам кажется совершенно справедливым предположение некоторых географов, что под «другой рекой» Диодор подразумевал не что иное, как Волгу, – тот самый несуществующий пролив, который, тем не менее, пространственно вполне мог быть сопоставлен с крупной полноводной рекой. Значит, мы имеем дело не только с указанием на Волжский речной путь, но и с первым свидетельством относительно Волго-Донского перешейка (волока) – уникального сближения русел двух знаменитых рек Восточной Европы.

Извлечения

«Историческая библиотека»

Извл. 1 (II, 43: 1-2, 5-7). «Теперь перейдем к скифам… Они сначала занимали незначительную область, но впоследствии … завоевали обширную территорию… Сначала они жили в незначительном количестве у реки Аракса [здесь Яксарт, т.е. Сырдарья] … но еще в древности под управлением одного воинственного и отличавшегося стратегическими способностями царя они приобрели себе страну в горах до Кавказа, а в низменностях прибрежья Океана [т.е. северные земли]…  Впоследствии … они [их цари] распространили господство скифов с одной стороны до Восточного [Индийского] океана, с другой до Каспийского моря … одни были названы саками, другие массагетами, некоторые аримаспами и подобно им многие другие. Этими царями были переселены и многие другие покоренные племена … [в частности] основавшиеся у реки Танаиса [в Подонье и Поволжье]; эти переселенцы назывались савроматами» (Великая Cтепь, 2005, с. 217-218, пер. П.И. Прозорова с доп. В.В. Латышева).

Извл. 2 (II, 47: 1). «Так как мы представили описание обращенных к северу частей Азии, то считаем не лишним привести здесь и предания о гипербореях» (Великая Степь, 2005, с. 218, пер. П.И. Прозорова с доп. В.В. Латышева). «Этот остров расположен на Севере, и его населяют так называемые гиперборейцы, поскольку он лежит за пределами Борея. / Остров этот, по их словам, плодородный и плодоносный, отличающийся еще и хорошим воздухом; дважды в год приносит плоды. … На этом острове находится священный участок [роща] Аполлона и великолепный храм… / Утверждают, что луна на этом острове отстоит совсем на небольшом расстоянии от земли и на ней даже заметны некоторые выступы земли» (Лосев, 1957, с. 404, пер. А.Ф. Лосева).

Извл. 3 (III, 34: 2-6). «В северных странах вследствие чрезмерного холода замерзают величайшие реки, причем лед выдерживает переходы войск и переезды нагруженных повозок, замерзают также и вино и прочие жидкости так крепко, что их можно резать ножами; что еще удивительнее, … огонь не дает защиты от холода, медные статуи трескаются, и в некоторые времена года, как говорят, вследствие густоты туч в тех странах не бывает ни молнии, ни грома… Но тем не менее обитатели … описанных стран не только не желают бежать от поражающих их чрезмерных бедствий, но, напротив, добровольно пресекают свою жизнь ради того, чтобы не быть вынужденными испытать другой образ жизни. Так всякая страна, к которой кто-либо привык, имеет для него какие-то природные чары…» (Великая Степь, 2005, с. 219, пер. П.И. Прозорова с доп. В.В. Латышева).

Извл. 4 (IV, 56: 3). «Немалое число как древних, так и позднейших писателей … рассказывают, что … аргонавты … проплыв вверх по реке Танаису до его истоков и перетащив в одном месте [возможно, в районе Волго-Донского перешейка] корабль по суше, они уже по другой реке [ассоциирующейся с Волгой], впадающей в Океан, спустились к морю и проплыли от севера к западу [по Северному океану], имея сушу по левую сторону; очутившись недалеко от Гадир [Гадеса; у Пиренейского полуострова в Атлантическом океане], они вступили в ваше [т.е. Средиземное] море…» (Великая Степь, 2005, с. 222, пер. П.И. Прозорова с доп. В.В. Латышева).

 

Путенихин В.П. В сердце Евразии (природа Урало-Поволжья в известиях древних писателей, ученых и путешественников). – Уфа: Китап, 2013. – 280 с. (Диодор – с. 135-137).