"Для географии достаточно одного – момента удивления"

В проекте "Про. Лица. РГО" мы продолжаем рассказывать про выдающихся учителей Набережных Челнов: их работе, жизни вне её и проблемах географии. В этом материале - интервью с учителем школы №45 г. Набережные Челны Энже Ульфатовной Заздравных.

- Кем вы хотели быть в детстве?

- Метеорологом.

- А почему решили стать учителем географии?

- Я и получила образование на географическом факультете Казанского университета по специальности «Метеорология», работала инженером-синоптиком. Но потом пришлось переехать из Уфы в Набережные Челны, началась перестройка, сокращения, и в итоге по специальности не нашла работу, устроилась временно работать в школу учителем географии. И до сих пор работаю, получила второе высшее. Работаю учителем уже 23 года.

- Какой вы были ученицей и студенткой?

- Школу я окончила на «отлично», студенткой была хорошисткой.

- Помните ли вы свой первый рабочий день в школе?

- Это был шестой класс, были сложные времена, начало 90-х годов. Школа была очень перегруженная, работали в три смены. Но очень доброжелательный педагогический коллектив был, администрация, поэтому начинать работать было легко.

- Есть ли человек, который повлиял на вас в профессиональном плане?

- Да, наверное. Учитель химии, которая заразила своим энтузиазмом к учительскому труду, и учитель математики, с таким же задором. Вот, наверное, они и заразили меня любовью к школе.

- Чувствуется ли в вашей работе изменение времени и развитие технологий?

- Да, это чувствуется, но я не сторонник мнения, что с приходом компьютерных технологий в школу, дети стали знать предметы лучше. Все-таки личность учителя и атмосфера в школе, мотивация ученика на первом месте. Но развитие технологий, конечно, упрощает жизнь. Проще показать, что такое саванна, в 7 классе, чем я буду долго-долго рассказывать. Один раз увидели – и сразу работает и зрительная память, и слуховая. Это позволяет дать больший объём информации и использовать различные способы восприятия материала.

- А дети сейчас другие?

- Нет. Дети такие же. К ним по-доброму – они раскрываются. География у них всегда вызывает если не восторг, то хотя бы положительное отношение. В прошлом году ученик мне сказал: «Я не знаю географию, но люблю сидеть на этом уроке».

- Как вы считаете, из-за доступности знаний и возможности найти все в интернете, классическое школьное образование не обесценивается?

- Нет. Интернет – это не упорядоченная информация, не системная. А школа даёт системную информацию. В школе ребенок идет по дороге с учителем. А из интернета они берут хаотичную информацию. Интернет – это хорошо, когда даешь детям дополнительный материал, чтобы они разобрались, отобрали и нашли для себя что-то интересное.

- А учебой детей сложно заинтересовать?

- По географии – нет. Для географии достаточно одного – момента удивления. Если дать им это, они как на крючок зацепляются.

- А каждого ли ученика можно заинтересовать и научить предмету?

- Почти каждого.

- А вы строгая учительница?

- В меру.

- Важно ли для вас быть наставником, другом для ребенка?

- Для меня важно.

- А как добиться этого?

- Дети всегда отзываются добром на добро, с пониманием на твое понимание. Он такой же человек. Если он хулиганит, может быть, он хочет что-то выразить? Где-то надо поругать, где-то объяснить. Конечно, чаще понимают объяснение, что это плохо, так нельзя, и поворачиваются положительной стороной. Редко доходит до конфликтов.

- Перед входом в школу есть надпись на асфальте «Энже Ульфатовна, спасибо!». Это ваши ученики написали?

- Да, в прошлом году, мой выпуск написал.

- Общаетесь с выпускниками?

- Да, конечно, WhatsApp работает, переписываемся.

- Многие выбирают географию?

- В прошлом году мы выпустили 28 учеников, двое из них выбрали географию. Девочка поступила в Казань на гидрометеорологию, а мальчик в Петербург в Лесотехнический университет. Но географию как предмет выбирают мало.

- Какие недостатки вы видите при изучении географии в школе?

- География, конечно, это предмет, без которого не прожить. И это учителю нужно нести, как красный флаг перед собой. Плохо то, что география не востребована и не преподается в институтах даже там, где она должна быть. Например, для экономистов. И в старших классах интерес к географии резко падает.

- Что бы вы хотели изменить в курсе географии?

- Я бы хотела изменить учебники. В прошлом году сняли линию учебников, которые мне очень нравились. А то, что осталось, я считаю, что это неудобно и не очень достойно для школы. Это мое личное мнение.

- Что для вас самое сложное в работе?

- В моей работе сложно то, что престиж географии низкий. Это бьет по всем точкам. В девятых классах сейчас стали учить географию, потому что надо сдать ОГЭ, а в десятых классах у детей ноль внимания, потому что они учат только то, что сдают.

- А в каком классе наибольшая заинтересованность детей в географии?

- С седьмого по девятый. В седьмом и восьмом классах программа очень интересная, а в девятом интерес один – сдать ОГЭ.

- А что самое интересное в работе для вас?

- Сама география и интерес детей. Иногда на уроке забываешь, что ты на уроке, и это самое интересное.

- А вы устаете от работы?

- Да. От того, что нас нагружают лишней, ненужной работой. От этого морально устаёшь.

- С какими детьми вам интересно работать?

- Интересно работать с детьми, которые умеют проявлять любознательность, любопытство. Умеют умственно работать. С ними, конечно, интересно. И семья, конечно, много значит. Ребёнок несёт всё, что есть в семье. Какая семья, такой и ребёнок.

- Много детей заинтересованы в учёбе? Понимают ли, что учиться надо?

- К сожалению, не многие. Раньше я вставала у доски и рассказывала урок, и выпускники говорили, что если я не стал бы архитектором, то я стал бы учителем географии. Тогда был здоровый интерес, любознательность, желание знать. А сейчас это перекрыто: сдать ОГЭ, куда можно поступить с географией, чтобы потом платили хорошую зарплату… К сожалению, в обществе вот такая подмена произошла.

- А вы довольны, что стали учителем?

- Сейчас да. А поначалу я скучала по синоптике и метеорологии, и это долго длилось, лет пятнадцать-двадцать.

- Как вы считаете, можно ли научиться быть учителем, или важно чувствовать призвание?

- Научиться можно. Но иногда это понимание призвания приходит со временем. Так и в моем случае было. И сейчас я чувствую, что это моё, и я этим живу.

- Вы что-то переняли из опыта работы метеорологом?

- Конечно! Я очень благодарна географическому факультету, университету, моим учителям, профессорам Переведенцеву, Шанталинскому и всем остиальным. Благодарна учебному плану. Вот тогда нас обучали очень мощной логике: нам дали математику, дали физику, дали понимание природных процессов изнутри. И это мне здорово помогает в работе. И детей я учу понимать природные процессы, а не просто заучивать, что где находится, а именно понимать, почему оно так.

- Вы, наверное, во время учебы ездили в практики?

- Да, ездили в экспедицию в Молдавию, в Пермский край.

- Остаётся время на хобби?

- Всегда в семье занимались туризмом. Ходим в походы на Урал, Кавказ. Ходим с мужем, раньше с детьми. В последний раз ездили на Белое море и по Золотому кольцу России проехались.

- А вы многому учитесь от детей?

- Наверное, да. Они учат меня вниманию, сопереживанию.

- Как не терять интерес к работе со временем?

- Я не знаю. Это как-то само собой получается. Наверное, надо на первое место ставить не зарплату, а интерес к работе.

- Что пожелаете своим ученикам и коллегам?

- Здоровья, любви к своему делу. Тогда будет все получаться.