Утро в бухте Ситуан тихое, ясное. Море посылает нам искристые солнечные зайчики. Но не всегда здесь так тихо и мирно. Бухта бывает иной - туманной, штормовой. Для нескольких лётчиков и подводников она стала последним пристанищем.
21 июня 1944 года, в 16:08, самолёт СБ №3/130 из 3-й авиаэскадрильи 42-го авиаполка ВВС СТОФ выполнял боевое задание.
Во время второго захода на цель самолёт отклонился от курса, набрал высоту и направился в сторону бухты Сетуан. На высоте 100–150 метров скрылся в тумане и больше не появлялся. Организованные поиски результатов не дали.
Через месяц в районе мыса Путятина была найдена меховая крага стрелка Соловьёва, который ранее служил в экипаже до смены на Дьяченко. Экипаж самолёта, состоящий из младшего лейтенанта Гусаченко Павла Николаевича (лётчик), лейтенанта Бобоедова Алексея Александровича (штурман) и младшего сержанта Дьяченко Семёна Аристарховича (стрелок-радист), не был найден. Предположительно, самолёт упал в море.
Следующая трагедия случилась 19 сентября 1959 года. Подводная лодка М-252 возвращалась с учений в бухту Постовая. На море разыгрался сильный шторм — волны достигали высоты 6–8 метров.
Командир корабля, капитан 3-го ранга Сергей Николаевич Боровков, принял решение идти на базу. Однако в условиях плохой видимости и сильного волнения штурман допустил серьёзную ошибку в счислении курса. В результате лодка сбилась с маршрута и вместо входа в бухту Советской Гавани направилась к мысу Красный партизан.
Фатальная ошибка произошла, когда штурман принял входной огонь бухты Ситуан за огни Советской Гавани. В этот момент один из двигателей лодки находился в аварийном состоянии, что ещё больше осложняло ситуацию.
Катастрофа произошла стремительно. Лодка налетела на подводные камни, получила серьёзные повреждения корпуса. Волна накрыла верхнюю палубу, где находились члены экипажа, в том числе штурман. Нескольких человек, включая штурмана, смыло за борт.
В последующем были установлены следующие причины трагедии:
- грубые ошибки штурманской службы при счислении пути;
- недоучёт влияния дрейфа и течений;
- неправильная идентификация береговых ориентиров;
- аварийное состояние силовой установки;
- неблагоприятные метеоусловия.
Все сошлось вместе.
Жертвами трагедии стали семь членов экипажа. Среди погибших были как опытные офицеры, так и молодые матросы. Тела некоторых моряков так и не удалось обнаружить. Саму лодку подняли со дна бухты, но признали непригодной для восстановления.
Идем по тропе вдоль обрывистого берега. Останавливаемся у обелиска в виде рубки подводной лодки.
На табличке высечены имена:
Старший лейтенант Аленер Л.В.,
Лейтенант Соколов Б.Г.;
Старшина первой статьи Лучинин П.Х.;
Старший матрос Коковихин С.А.;
Старший матрос Сухновальник Г.Х.;
Матрос Батуков А.И.;
Матрос Сивков Е.И.
Свежие венки у подножия обелиска молчаливо говорят, что память о погибших жива.
Спускаемся к морю. Волны ласково обнимают огромные валуны. Всё вокруг тихо и спокойно. Обманчивое спокойствие. Какие ещё тайны хранишь в себе - бухта Ситуан?
Текст, фото: Галина и Владимир Яхно