Дневник экспедиции: 7 июня 2016 года

Перед стартом

Перед стартом "АПУ-2016". Фото предоставлено Архангельским центром РГО

Дневник экспедиции: 7 июня 2016 года Дневник экспедиции: 7 июня 2016 года

Южный попутный

6 июня мне позвонил брат: «Ира, как вы пойдете? Сегодня штормовое. Ветер встречный. Это же будет жуткая встречная волна, и вообще из горла (Белого моря) не выйти!».

В Архангельске периодически принимался град, северо-запад старательно сдувал с ног, свинцовая вода в Двине выглядела очень неуютно, а «Профессор Молчанов» у причала морского вокзала казался страшно маленьким.  Участники пресс-конференции по восьмому рейсу Арктического плавучего университета со стороны журналистов сидели нахохлившись и постоянно поглядывали в иллюминаторы. Пресс-конференция проходила на борту экспедиционного судна. Участники со стороны организаторов, напротив, излучали оптимизм. Видимо, его удалось транслировать и на погоду. Седьмого июня ветер стал менять направление и к моменту отхода «Профессора Молчанова» стал уверенно южным.

– Волна тоже будет попутной – это уже веселее! – напутствовали те, кто на «Молчанове» ходил уже не раз. Но накануне такой вариант развития событий предположить было трудно…

На пресс-конференции ректор САФУ Елена Кудряшова рассказала о подписанном утром  соглашении о создании Национального арктического научно-образовательного консорциума. Его подписали представители 14 вузов, а также ряда научных учреждений и потенциальных работодателей, таких Северное УГМС и национальный парк «Русская Арктика».

Вся эта структура должна обеспечить взаимосвязь между теми, кто готовит кадры для Арктики и теми, где эти кадры требуются. Плюс популяризация знаний об Арктике и всем, что с ней связано.

Проект плавучего университета не имеет аналогов в России и, как подчеркнул заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов, позволяет привлекать самых талантливых студентов к научным исследованиям непосредственно «в поле». Точнее, в море и на островах.

Восьмой рейс АПУ называется «Постигая тайны Новой Земли». Вне этого архипелага по плану всего 2 точки: остров Колгуев и остров Вайгач. Еще раз: по планам. А главный планировщик в высоких широтах – это погода.

Небольшое лирическое отступление

Немного о себе

Я, Ирина Скалина, – заместитель директора по экологическому просвещению и туризму национального парка «Русская Арктика». Территория нашего парка – это северная часть острова Северный архипелага Новая Земля. Под управлением парка находится также государственный заказник федерального значения «Земля Франца-Иосифа», т.е. одноименный архипелаг. Так вот на ЗФИ я была уже несколько раз. Как ни странно, но на самую северную сушу России и Евразии попасть, нет, не намного, но, скажем, несколько проще, чем на север Новой Земли. Да, можно много читать, по фотографиям знать досконально места, о которых делаешь, например, выставки, даже рассказывать о них. Но для меня это очень непростая задача, пока я не видела место собственными глазами. Хоть одним глазком. Этот пробел в своих знаниях, даже нет, не знаниях, а впечатлениях о территории, я устраню в этой экспедиции.

Конечно, момент спорный. Наш парк очень плодотворно сотрудничает с известным архангельским художником Алексеем Григорьевым. Ему в своих работах прекрасно удается передать суть и смысл Арктики. Между тем, он никогда в этой самой Арктике не был. И, как говорит, не собирается. Мол, не хочет исказить уже сложившийся образ.

Переоткрыть Арктику

Александр Кирилов, исполняющий обязанности директора национального парка «Русская Арктика» , говоря об участии парка в проекте АПУ, пояснил: «Мы получаем новые данные о нашей территории в результате рейсов плавучего университета. Если взять Новую Землю, то последние глобальные исследования на архипелаге проводились еще в 30-40-е годы прошлого века. Благодаря АПУ мы можем актуализировать данные. Материалы, полученные в ходе рейсов плавучего университета, ложатся в основу научных разработок национального парка. В частности, они использовались при определении охранной зоны ООПТ».

В этом году в рейсе участвует 56 человек, из них 29 студентов. А также 21 научный сотрудник из 17 образовательных и научно-образовательных учреждений. На борту 7 иностранцев: из Бразилии, Швейцарии, Норвегии, Финляндии, Канады и Индонезии.

Архангельская погода благосклонно восприняла церемонию торжественных проводов. Флаги развевались, но не вырывались из рук, микрофоны не сносило, но при этом Снеговик, напутствующий участников экспедиции, выглядел вполне органично.

Очень долго и очень громко кричали «До свидания!» соловецкие юнги. С виду суровые госинспекторы национального парка «Русская Арктика» заулыбались: «Ну, точно, сейчас прослезимся!»

Первый инструктаж, знакомство и распределение

Старпом Сергей Хохлов обвел немигающим взглядом всех собравшихся.

– Многих из вас я уже знаю… Но кого-то не знаю.

Замерли все: и те, кто старпому знаком, и кого он видел впервые. Сергей Хохлов выдержал паузу и… перешёл к туалетам.

– Мусор в унитазы не кидать! Иначе «поплывёте».

С мусором в море очень строго. Ничего за борт – все дружно стали шутить насчет «никого за борт». Первый инструктаж сделали коротким: вокруг красиво, берега – кто не видел, лучше посмотреть.

После ужина – мясо, рис, огурцы, помидоры, морс – перешли к традиционному в таких экспедициях знакомству. Хотя на этом традиционность мероприятия закончилась. Участникам было предложено разбиться на пары и поискать то, что есть общего. По 10 пунктов. Это было довольно просто: «вот я с соседом закончил один институт, работаю в одном институте, плыву на одном судне, и еще мы оба из Архангельска и любим стихи». А вот дальше стало сложнее: искать общее в четверках и десятках. Когда мы в нашей десятке перебрали любовь к шоколаду и путешествиям, нелюбовь к качке, интерес к Новой Земле и Арктике, вдруг сообразили, что английский, на котором мы общаемся, никому из нас (Россия, Норвегия, Бразилия) не родной. И это тоже общее.

Для студентов официальный день завершился распределением. Плавучий университет подразумевает интеграцию научно-исследовательского и образовательного процессов. К каждой исследовательской группе прикрепляются «профильные» студенты. Хотя профильность не обязательна. Образовательных модулей в этот раз 9:

–  Биоразнообразие Арктики и Cубарктики Европейского Севера России 

–  Адаптивность и риски в условиях современного изменения климата Арктики

–   Гидрометеорологические исследования в Арктике и Субарктике

–    Экология арктических морей и территорий

–   Геология российской Арктики и Субарктики

–   Сотрудничество и вопросы безопасности в Арктике

–   Культурные ландшафты Арктики и Субарктики

–   Адаптация человека к условиям Арктики

–  Медицинский блок. 

Ровно в полночь «Молчанов» стало качать чуть больше. Интересно, а бывают люди, которые любят качку? Одно дело, переносят или не переносят, а вот получать от качки удовольствие… Пока никто не признавался. Хотя в детстве мне нравилось, когда мы на море попадали, не в шторм, конечно, а в волнение. Чтобы как на качелях. Вестибулярный аппарат не возражал.