Дневник экспедиции: "Русский лед" казанских подводных исследователей

Два автомобиля утонули на глазах у спасателей!
Два автомобиля утонули на глазах у спасателей!

Накануне экспедиция "Полярный круг", стартовавшая из Казани 12 февраля, добралась до Вытегры, где расположился Арктический центр МЧС России.

За спиной почти полторы тысячи километров, впереди лед Онежского озера… С прибытием в Арктический спасательный учебно-научный центр "Вытегра" отряд преобразился. В первую очередь, внешне: субарктические широты дают о себе знать. Подводники проводят практически весь день на льду, поэтому перед работой нужно серьезно утеплиться. Кстати именно эта форма защищала исследователей от трескучего мороза на Полюсе холода в экспедициях 2013-2014 годов. Тогда приходилось работать при температурах до минус 64 градусов по цельсию.

Когда подводные исследователи отправлялись в самое холодное время года в самое холодное место северного полушария, чтобы исследовать якутское озеро Лабынкыр, никто не мог сказать, с какими трудностями они столкнутся и как вообще совершать такие погружения. Казанцы делали это первыми. Сейчас отряд накопил опыт, которым готов поделиться с другими подводниками. Интерес к холодным морям растет, а значит, под лед уже лезут не только военные и спасатели, но и туристы. И первые, и вторые, и третьи съехались в эти дни на берег Онежского озера – прислушаться друг к другу на фестивале "Русский лед". 

statya_23.jpg

Члены отряда делятся опытом в рамках фестиваля \"Русский лед\"
Члены отряда делятся опытом в рамках фестиваля "Русский лед"

"Задача — утопить две эти машины", – сообщил один из организаторов фестиваля людям в форме. Когда еще увидишь, как сотрудники МЧС топят, а не вытаскивают из воды автомобили?! Старенькие "жигуленок" и "окушка" достигают дна быстро, по крайней мере быстрее, чем разгоняются до "соточки". С продукцией отечественного автопрома таким образом поступили науки ради. Водолазы будут отрабатывать поисково-спасательные операции в условиях, максимально приближенных к реальности.

Хозяин машины, череповецкий дайвер Михаил Баринов со своей "ласточкой" расстается, похоже, без сожаления. Не боится он вместе с машиной отправить на дно озера и видеокамеру Go Pro последней модели. Михаил уверен, казанские аквалангисты, которые будут работать с "Окой" на глубине, выйдут на поверхность не с пустыми руками. Полученные кадры помогут увидеть, были ли ошибки у подводников.

– Это мой самый первый автомобиль, я на него сам заработал, но последние пять лет он просто стоял и гнил. Я даже не знал, что с ним делать. И мы с коллегами-дайверами, придумали! Вроде бы кусок металла, но, возможно, когда-то кому-то он спасет жизнь. Косвенно. Люди научатся нырять, научатся доставать пострадавших из воды, и, надеюсь, кому-нибудь это поможет. С благими намерениями она была сейчас утоплена. Перед погружением мы ее специально подготовили, сняли с нее все нефтесодержащее и сварили каркас, чтобы она не развалилась. Так что это экологически чистый объект. Автомобиль будет учебным пособием для МЧС России.

statya_23.2.jpg

Хозяин машины - череповецкий дайвер Михаил Баринов
Хозяин машины - череповецкий дайвер Михаил Баринов

Опыт отряда, установившего несколько мировых рекордов, интересен и с теоретической точки зрения: параллельно с фестивалем проходит научно-практическая конференция, где Дмитрий Шиллер и Александр Губин выступят с докладами.

Удивительно, но несмотря на то, что добраться до станции "Вытегра" не так уж и просто, завтра на фестивале ожидается около 400 дайверов со всей страны – от Москвы и Санкт-Петербурга до Якутии. А отряду из Казани есть что им рассказать и показать.

statya_23.1.jpg

Опыт отряда, установившего несколько мировых рекордов, интересен с теоретической и практической точки зрения
Опыт отряда, установившего несколько мировых рекордов, интересен с теоретической и практической точки зрения

 

Автор фото и текста: Антон Райхштат