Дороги по воде: пройти, найти и описать

Дороги по воде: пройти, найти и описать Дороги по воде: пройти, найти и описать

Члены Русского географического общества совершали кругосветные плавания, доходили до Арктики и Антарктиды, прокладывали водные пути. Они открывали новые земли, исследовали характеристики воды, особенности морской живности. Опускались на дно океана и лавировали между льдов. Ведь суша занимает меньше трети земной поверхности, и чтобы изучить всё остальное пространство, необходимо двигаться по воде. 

Раздвигая границы

Зачастую новые земли можно было открыть, только отправившись в плавание, и правительства стран охотно снаряжали корабли в надежде расширить свои территории. Среди учредителей Русского географического общества было немало морских офицеров-первооткрывателей.

Например, первый вице-председатель РГО Фёдор Литке ходил в арктических водах и обнаружил острова Сенявина, Бонин-Сима и Прибылова, изучил берега Камчатки к северу от Авачинской губы. Иван Крузенштерн первым из русских моряков совершил кругосветное плавание, открыл острова Кадьяк, Крузова, Ловушки и многое другое. Фердинанд Врангель нанёс на карту Медвежьи острова и исследовал северо-восточное побережье Сибири от реки Индигирка до Колюченской губы.

"Атлас к путешествию капитана Беллинсгаузена в Южном Ледовитом океане и вокруг света в продолжении 1819, 1820 и 1821 годов". Научная библиотека РГО

Морские волки из числа действительных и почётных членов РГО не отставали. В частности, Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев обошли Землю, открыли Антарктиду и подробно описали архипелаг Туамоту, к которому другие мореплаватели даже приближаться боялись — в воды между "Сердитым морем" и "Опасным Архипелагом" предпочитали не соваться. В результате в XIX веке в Тихом океане появились Русские острова.

"Вся сия гряда коральных островов, начиная от острова Графа Аракчеева до острова Крузенштерна, описана и приведена в известность Российскими мореплавателями; в числе сих островов хотя находятся четыре острова Пализера и хотя они обретены Капитаном Куком, но как после описаны Лейтенантом Коцебу и нами, и определено их настоящее протяжение и вид, то я почитаю приличным всю гряду назвать Островами Россиян".

Фаддей Беллинсгаузен, "Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжении 1819, 20 и 21 годов"

Помимо новых земель капитаны искали новые маршруты. Сухопутные путешествия зачастую требовали значительного времени и усилий. Морские были не менее опасными, но обещали более короткий путь. Куда-то по суше и вовсе добраться было невозможно. "Дороги по воде" могли значительно ускорить доставку товаров в труднодоступные места — на Камчатку, в Сибирь. Поэтому на поиски морских путей снаряжались экспедиции, выделялись значительные средства.

Камчатка. Фото: Елена Бжахова, участница фотоконкурса РГО

Камчатка. Фото: Елена Бжахова, участница фотоконкурса РГО "самая красивая страна"

Почётный член РГО Платон Голубков, будучи успешным дельцом, хорошо понимал роль новых рынков сбыта. Он считал, что если проложить для русских купцов удобный маршрут в Азию, это принесёт большую выгоду государству. Голубков не был голословным, он выделял деньги на экспедиции. Самый надёжный путь, с его точки зрения, пролегал по воде.

"По его (П. Голубкова — прим. ред. ) мнению, слабые успехи как торговли так и фабрикации нашей именно состоят в неимении таких рынков, на которых наше купечество могло бы действовать, не встречая чужеземнаго соперничества. <…> Такие рынки для русской торговли и промышленности — средняя Азия; а средство для прочнаго и надёжнаго их развития — торговое общество. <…> Остаётся описать самый торговый путь Голубкова с среднею Азиею и Индиею. Путь этот составляют Волга с ея притоками и Каспийское-море до Балканскаго-залива".

"О торговом пути в Среднюю Азию и Индию через Россию, предлагаемом надворным советником Платоном Голубковым"

Морской путь в Сибирь мореходы пытались проложить не один век. Члены-соревнователи РГО Михаил Сидоров и Александр Сибиряков много лет вкладывали средства в экспедиции, которые бы позволили это сделать. Именно благодаря им Адольф Норденшельд сумел пройти Северным морским путём.

"Вега" А. Норденшельда на зимовке. Фото: Научный архив РГО

Правда, уложиться в одну навигацию ему не удалось — его барк "Вега" вмёрз в лёд, пришлось зазимовать, не дойдя до Берингова пролива. Сибиряков не только снарядил в помощь исследователю пароход "Норденшельд", но и лично возглавил спасательную экспедиции на другом корабле, "Оскаре Диксоне". Суда не смогли добраться до Норденшельда, сами попав в ледовую ловушку неподалёку от Ямала, зато "Вега" успешно освободилась и дошла до Тихого океана.

"Между тем ревнители наших отечественных интересов на крайнем севере, Члены-Соревнователи Общества М.К. Сидоров и А.М. Сибиряков не переставали заботиться об изследовании Севернаго Океана и в особенности о проложении морскаго пути к устьям больших Сибирских рек".

Из "Истории полувековой деятельности Императорского Русского географического общества, 1845–1895"

Расширяя кругозор

Членами Русского географического общества становились люди исключительно любознательные. Поэтому поисками неизведанных земель и маршрутов они не ограничивались, попутно исследуя воды, флору, фауну окрестных вод и многое другое.

Компасная медуза. Фото: Андрей Шпатак, участник фотоконкурса РГО

Компасная медуза. Фото: Андрей Шпатак, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

Действительный член РГО Эмилий Ленц изучал уровень воды в океане и выпустил масштабный труд, где систематизировал все имевшиеся к середине XIX века данные о глубинах, солёности, прозрачности, температуре на поверхности и ближе ко дну, закономерностях движения воды в океане и т.п. Он первым доказал, что на больших глубинах существуют холодные слои с температурой около +2...+3°С, и описал, как циркулируют воды в океане. Строго говоря, он создал научное исследование по океанографии, став одним из основоположников этой науки.

"Физическая география излагает явления, замечаемые нами на поверхности и в доступных нам глубинах Земли, рассматривая их преимущественно как условия для развития органической жизни; главная же задача её, как науки, заключается в определении, по каким именно законам совершались и ещё ныне совершаются наблюдаемые нами явления. <…> Мы уже видели, что вода занимает большую часть поверхности земли: около 3/4 ея покрыты морями, и только четвёртая часть поднимается из них в виде материков и островов. <…> высота уровня самого моря постоянна, наблюдаемое в некоторых местах повышение или понижение его есть только кажущееся, происходящее от понижения или возвышения берегов".

Эмилий Ленц, "Физическая география"

Николай Миклухо-Маклай известен в первую очередь как этнограф, но в своих путешествиях значительную долю внимания он уделял океанографическим исследованиям. Изучая фауну Красного моря, он принимал во внимание гидрологические особенности среды. В результате учёный сумел разобраться, почему животный мир африканского и азиатского побережий заметно различаются.

Записная книжка Н. Миклухо-Маклая. Фото: Александр Филиппов

Записная книжка Н. Миклухо-Маклая. Фото: Александр Филиппов

"Это различие в географическом распределении зависит, очевидно, от многих причин; в качестве одной из них можно рассматривать течения, вызываемые господствующими ветрами. Эти ветры вызывают течения то в одном, то в другом продольном направлении, что существенно мешает обоим берегам обмениваться фауной".

Николай Миклухо-Маклай, Собрание сочинений, т. 3

Отправившись на борту "Витязя" в Новую Гвинею, в ходе долгого плавания Миклухо-Маклай регулярно измерял температуры глубин и сумел выяснить, что чем глубже, тем температура ниже. Если на поверхности температура воды была 27,6°С, то на глубине 1829 м — всего 3,5°С. Исследования дали один и тот же результат в Атлантическом и Тихом океане, о чём учёный составил сообщение "Об измерении температур глубин океана".

Тихий океан. Фото: Светлана Науменко, участница фотоконкурса РГО

Тихий океан. Фото: Светлана Науменко, участница фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

В ХХ веке исследования вышли на новый уровень. Само понятие "Мировой океан" ввёл в употребление Юлий Шокальский. Когда он начал работать в РГО, океанография ещё не была самостоятельной дисциплиной, и учёный сделал всё, чтобы это исправить. В 1908 году в Морской академии Санкт-Петербурга появился новый предмет, курс читал Шокальский. А в 1917 году вышла его работа "Океанография", которая получила признание во всём мире.

"При составлении настоящего труда я руководствовался целью описать явления, происходящие в океане, и вместе с тем дать картину их взаимодействия, чтобы читатели могли получить представление о том большом значении Мирового океана для земного шара, какое он имеет в природе и для жителей столь большой страны, как Россия".

Юлий Шокальский, "Океанография"

Шокальский был одним из разработчиков научной программы освоения и использования Северного морского пути, воплотив в жизнь мечты предшественников. Он же организовал многолетнюю экспедицию, посвящённую изучению Чёрного моря. Черноморская экспедиция длилась с 1923 по 1935 год, судно находилось в плавании три четверти года, исследования на нём велись круглосуточно. Всего состоялось 53 рейса, учёные провели 1600 гидрологических станций и порядка 2000 дополнительных биологических и грунтовых станций. Так появилась первая карта рельефа дна Чёрного моря и стали известны особенности его течений, химического состава, органической жизни.

Черноморская экспедиция Ю. Шокальского. Фото: Научный архив РГО

Черноморская экспедиция Ю. Шокальского. Фото: Научный архив РГО

В XXI веке Русское географическое общество по-прежнему снаряжает экспедиции по морям и океанам. Первый вице-президент РГО Артур Чилингаров в 2007 году опустился на глубоководном аппарате "Мир" на дно Северного Ледовитого океана в точке Северного полюса. Комплексная экспедиция в Арктику в 2018 году открыла неподалёку от Новой Земли 12 новых островов, а в 2019 году — ещё пять. Кроме того, исследователи выяснили максимальную глубину Баренцева моря. В 2020 году судно "Академик Владимирский" прошло по стопам Беллинсгаузена и Лазарева. Учёные провели комплексные океанографические работы в антарктических водах, уточнили положение Южного магнитного полюса в море Дюрвиля и собрали обширную базу метеорологических данных. По-прежнему есть неоткрытые земли, непройденные маршруты, неисследованные явления. А значит, корабли будут и дальше изучать Мировой океан.

Ольга Ладыгина