Древние мавзолеи Башкирии

Тайна тайн, древность древностей, в которых еще предстоит разобраться… Есть у нас и такое.

Памятников времен Золотой Орды на территории Южного Урала в первозданном виде описано немного. В числе хорошо сохранившихся –  мавзолеи Хусейнбека и Турахана в 50 км от Уфы, избежавшие полного разрушения благодаря реконструкции, произведенной около ста лет назад.

Мавзолей Турахана


Мавзолей Турахана – мавзолей (кэшэнэ) XIV—XV веков в Чишминском районе республики. Находится он в 12 километрах на юго-запад от районного центра рядом с дорогой, ведущей от посёлка Чишмы в деревню Нижние Термы.

Надмогильный памятник построен из грубо обработанных камней. Основу его составляет прямоугольник размером 6,6х6 метров. На высоте 1,8 метра стены переходят в восьмигранную пирамиду и заканчиваются сводчатым куполом. У мавзолея есть небольшой прямоугольный пристрой, служивший входом. Толщина стен  более  метра, а высота до купола — восемь метров.

Предполагается, что некогда рядом стояла каменная мечеть, входившая с мавзолеем в единый ритуально-архитектурный ансамбль. Также по преданию, кэшэнэ служил «домом суда», где проходили судебные процессы.

Мавзолей Турахана — настоящий кладезь тайн и домыслов. Часть историков склоняются к тому, что мавзолей был возведен в 11-12 веках. Об этом  гласит даже табличка на входе в кешенэ, но это еще требует научного подтверждения. Ну, а кем был сам Турахан, остается только догадываться.

Никаких документальных сведений о Турахане (Турухане) история не сохранила. Всё, что о нём рассказывают, не основано на исторических источниках. Некоторые считают, что это был чингизид (прямой потомок Чингисхана), который кочевал по Иртышу. Из-за распрей с родственниками он покинул Западную Сибирь и пришел в башкирские земли. Стоит заметить, что в те далекие времена башкиры селились гораздо шире, и в районе нынешнего Тобольска тоже кочевали представители этого народа.

По другой версии, Турахан был братом могущественного хана Басмана, власть которого распространялась на оба склона Южного Урала. Тура-хан жил  зимой в Чертовом городище (ныне — район санатория «Зеленая роща» в Уфе) на берегу реки Караидель. А летом Турахан перебирался в район деревень Термы, где, собственно, и находится его мавзолей.

В современных публикациях также можно встретить утверждения, что Турахан правил в Башкортостане в начале XVI века. В шежере бурзянских, кыпчакских, усерганских и тамьянских башкир повествуется о том, что на горе Туратау на реке Белой находилась ставка Турахана. «Он был самовластным ханом башкирского народа. Его сыном был Кусемхан. В те времена была битва хана Бурака из Сарайчика, события были из-за земли и воды». Турахан был, якобы, убит вместе со своим братом Басманом, соперником-ногаем Алтакаром.

Мнения сходятся лишь в том, что убит был Турахан во время междоусобных войн, коих в те времена было немало.

Добраться до мавзолея Турахана очень просто: от Чишмов к деревням Верхние и Нижние Термы идет асфальтовая дорога. Мавзолей находится в 100 метрах от дороги, на холме, добраться до него можно зимой и летом.

Мавзолей Хусейнбека

Этот памятник древнейшей истории  расположен в каких-то 50 километрах от Уфы, в Чишминском районе. Он находится недалеко от станции Чишмы на старом мусульманском кладбище Акзират. Квадратное строение из крупных тесаных глыб известняка, увенчанное сферическим куполом, называется мавзолей Хусейнбека и сохранилось со времен средневековья.

Одно из преданий гласит, что камень для надгробия прислал бухарский хан Темир-Ленг на двенадцати волах. Рядом с захоронением Хусейнбека – еще несколько могил.

Традиционно распространение ислама на обширной территории Южного Приуралья, заселенного кыпчакоязычными племенами башкир, связывается с именем хана Золотой орды Узбеком. Он в 1312 году, узурпировав власть в орде, придал исламу, как сейчас бы мы выразились, статус государственной религии. Предположительно, Хусейнбек был посланником этого золотоордынского хана для пропаганды ислама в пределах Волжской Булгарии.

Кого похоронили вместе с миссионером?

Археологические исследования выявили девять погребений. В трех простых могильных ямах были похоронены взрослые люди: сам Хусейнбек, женщина и мужчина. Все остальные погребения детские. .

Погребенные лежали на спине в гробах-табутах головами строго на запад. Лица, по мусульманскому обряду, были повернуты в сторону Мекки. Вокруг могилы Хусейнбека, располагавшейся в центре усыпальницы напротив входа, археологи обнаружили следы оградки овальной формы, сложенной из каменных плиток без раствора.

Над могилой женщины были обнаружены фрагменты ступенчатого гипсового надгробия, уложенного по всей длине могилы. Погребение женщины, отмеченное столь сложным, оригинальным надгробием, свидетельствует, вероятно, о ее высоком социальном статусе.

Неизвестно, почему этих людей похоронили с миссионером. Наверняка их погребли здесь позже. Во всяком случае, мавзолей похож на семейно-родовую усыпальницу. Возможно, они состояли в родственной связи с Хусейнбеком. Но об этом могут сказать только генетики.

Надпись на могильном камне позволяет установить лишь дату смерти Хусейнбека — 1339 год и узнать некоторые обстоятельства его биографии — хаджи, сын Омарбека, родом из Туркестана.

Кто же ты, Хусейнбек? Неужели неумолимый бег времени отнял у нас возможность вглядеться в твое лицо? Нет, мы даже знаем, как он выглядел. Потому что хорошо сохранился череп Хусейнбека, и лицо было восстановлено по методу Герасимова.

Возраст — в пределах 25-30 лет. Высокий лоб. Изящная, средних размеров нижняя челюсть. Обращает на себя внимание среднеазиатский тип лица, характерный для большей части таджиков и узбеков. К сожалению, никаких остатков волос в погребении не сохранилось, что лишает нас возможности воспроизвести прическу мусульманского миссионера. Традиционно мусульмане бреют голову.

Рост средний, в пределах 160 сантиметров. Скелет обычного нормального человека среднего роста, без видимых старческих изменений.

Кстати, это первый восстановленный портрет исторического лица в Башкортостане.