Движение "Just Stop Oil" или "Просто остановите нефть" всё чаще фигурирует на страницах газет, сайтах информационных агентств и экранах телевизоров — причиной тому послужили их участившиеся протестные акции, которые не могут быть проигнорированы ни со стороны власти, ни со стороны общества, так как напрямую затрагивают культурное наследие человечества. "Причём здесь картины?" — задаются вопросом многие. Экоактивисты объясняют своё поведение тем, что внимание общества направлено не туда: по их словам, на сегодняшний день всё человечество рискует повторить судьбы динозавров, ведь непрекращающееся потребление природных ресурсов со стороны человека влечёт неминуемое и губительное для всего мира изменение климата.
Движение Just Stop Oil образовалось 14 февраля, по-видимому, под влиянием другого движения против климатических изменений — Extinction Rebellion (на официальном сайте Just Stop Oil говорится, что действия коллег "продемонстрировали, что гражданское повиновение работает", а также что "нужно сделать значительно больше, чтобы остановить величайшее преступление против человечества"), и с тех пор только расширяется. Активисты привлекали внимание общественности к экологическим проблемам разными путями: однажды они едва не сорвали церемонию вручения кинопремии Британской киноакадемии (BAFTA), распылив зелёный дым перед красной дорожкой,также они остановили футбольный матч в Ливерпуле, выбежав на поле и привязав себя тросом к стойке ворот, и едва не погибли под колесами участников "Формулы-1", сев в фирменных футболках посреди гоночной трассы, однако наиболее нашумевшими выходками движения экоактивистов на сегодняшний день считаются многочисленные акты арт-вандализма.
В июле этого года они приклеились к картине Джона Констебла 1821 года "Телега для сена" в Национальной галерее Лондона, предварительно закрыв полотно печатной иллюстрацией с "апокалиптическим видением будущего", якобы вызванным климатическим коллапсом. Не осталась без внимания экоактивистов и копия работы Леонардо да Винчи "Тайная вечеря", представленная в Королевской академии художеств. На стене под картиной появилась надпись No New Oil ("Нет новой нефти"), сделанная аэрозольной краской. В середине октября неравнодушные активисты облили томатным супом картину Винсента Ван Гога "Подсолнухи" в Национальной галерее Лондона.
Шедевр не пострадал, поскольку был защищен стеклом, однако некоторые повреждения получила рама картины, за что двух девушек, устроивших эту акцию, оштрафовали. Пример Just Stop Oil оказался заразительным: в Германии экоактивисты из движения Letzte Generation ("Последнее поколение") в музее "Барберини" в Потсдаме облили картофельным пюре картину Клода Моне из серии "Стога сена". А в Берлине их соратники приклеили себя к скелету динозавра в Музее естествознания. "Жертву" вандалы выбрали не случайно: они убеждены, что если человечество не будет бороться с изменением климата, то оно рискует повторить судьбу древних рептилий, исчезнувших с лица Земли миллионы лет назад. В Нидерландах в художественной галерее Маурицхейс в Гааге активисты из всё того же объединения Just Stop Oil приклеили себя к картине из Яна Вермеера "Девушка с жемчужной сережкой". В Риме вандалы из "Последнего поколения" облили гороховым супом "Сеятеля" Винсента Ван Гога в Палаццо Бонапарте. Впрочем, подобное происходит не только в Европе. В Австралии, в пригороде Мельбурна, например, мужчина и женщина из Extinction Rebellion в знак протеста приклеили свои руки к защитному стеклянному экрану картины Пикассо "Резня в Корее", а перед собой разместили плакат с надписью: "Климатический хаос = война+голод".
Так почему же борцы за экологию столь агрессивно относятся к произведениям искусства, ведь музеи и картинные галереи не имеют в большинстве случаев никакого отношения к загрязнению природы. Исключение представляет собой Национальная галерея в Лондоне, которая первой подверглась атакам вандалов. Дело в том, что среди главных меценатов музея есть семейство Гетти, которое заработало состояние на добыче нефти. И хотя Эйлин Гетти, внучка основателя Getty Oil, подарила Just Stop Oil один миллион долларов, это не спасло галерею от нападений, как и другие музеи, где спонсорами выступают корпорации, занимающиеся добычей ископаемого топлива. "Капиталистический Запад одержим денежной стоимостью вещей, а не тем, что мы действительно должны ценить", — утверждают в объединении.
Основная цель экоактивистов не навредить шедеврам искусства, а привлечь внимание общественности к важным, не терпящим отлагательств проблемам, поэтому все вышеперечисленные движения тщательно продумывают каждую новую скандальную выходку: они убеждены, что ни одна картина не сравнится по своей ценности и важности с экологической обстановкой в мире. Недостаточное внимание со стороны власти ставит под риск здоровье и жизнь будущих поколений. Возможно, наше поколение не застанет то время, когда игнорирование экологического вопроса даст о себе знать, но наши последующие поколения с высокой вероятностью столкнутся с многочисленными проблемами из-за безответственного отношения к окружающей среде наших современников, поэтому действительно важно обращать внимание общественности на экологические проблемы, хотя бы из соображений заботы о будущих детях, внуках и правнуках каждого из нас.
Источники:
- Just Stop Oil – No New Oil and Gas
- Почему экоактивисты атакуют картины - Российская газета (rg.ru)
- Что такое Extinction Rebellion? | +1 — Проект об устойчивом развитии (plus-one.ru)
- «Extinction rebellion» — панки экопротеста (ecosphere.press)
- Что такое Extinction Rebellion? | +1 — Проект об устойчивом развитии (plus-one.ru)
Автор: Иванютина Софья, Журфак МГУ