Экодуки

Ни для кого не секрет, что трасса  это опасное место. Больше 50 % серьёзных ДТП в России происходят на дорогах федерального значения. Причины бывают разные: выезд автомобилистов на встречную полосу, превышение скоростного лимита, наезд на пешеходов.

Но не только люди могут пострадать на трассе. Это место крайне опасно и для диких животных. Шумная дорога с сильным световым загрязнением  это сильный стресс для зверей, привыкших жить вдали от людей. Большинство межрегиональных трасс России проходят через малонаселённые пункты, соответственно через лесные зоны. Многие маршруты пересекают зоны миграции диких животных, из-за чего часто происходят столкновения, а многие из них  с летальным исходом, как для людей, так и для животных.

Чаще всего причиной гибели зверей на дорогах становится безответственность людей. Они, превышая скорость, не успевают затормозить в нужный момент, когда замечают животное. Большинство водителей игнорируют дорожный знак "Дикие животные", не осознавая его важность. Этот знак устанавливают в определенных зонах не просто так, а исходя из рекомендаций егерей о путях миграции. Часто животные меняют маршруты. Например, косули нередко переводят на новые места обитания детёнышей. Так что аварии могут происходить и на других участках дороги, поэтому автомобилисты должны быть бдительны на протяжении всего пути.

В основном, на дорогах погибают лоси, столкновение с которыми на большой скорости в 70 % случаев приводит к летальному исходу. Именно поэтому силуэт лося изображен на дорожном знаке "Дикие животные". У сохатых (раньше так называли лосей) большой ареал обитания, по которому они постоянно передвигаются в поисках еды, проходя в день примерно 10-15 км, поэтому дороги часто пересекают их путь. В среднем за год на трассах погибают около 1 500 особей. Также часто в автомобильных авариях погибают изящные косули, благородные олени, лисицы, которых крайне завораживает свет фар, и увидев его, замирают на дороге. Нередко на дорогах гибнут и редкие виды животных, что часто становится угрозой исчезновения популяции. Например, Дальневосточный лесной кот в Приморском крае, Монгольская и Серая жабы. В 2015 году резонансной стала история, связанная с гибелью под колесами машины на трассе Раздолье-Хасан в Приморском крае знаменитого дальневосточного леопарда Меамур, кличку которому дал певец Илья Лагутенко, лидер группы "Мумий Тролль".

Конечно, власти предпринимают меры для предотвращения подобных аварий. Вдоль пересечения трассой лесных зон ставятся высокие ограничительные сетки, из-за которых животным сложнее выйти на дорогу. Тем не менее, это не исключает такую возможность. Чаще всего животные попадают в аварии на трассах в направлении Челябинска, Тюмени, Перми, на Серов­ском тракте, на трассе Екатеринбург – Реж -Алапаевск.

Так как сделать трассовые зоны безопасными для животных? Как животные могут осуществлять переходы? Решение существует. Нужно строить экодуки!

Экодук  это безопасный для животных мост или тоннель, по которому лесные жители могут пересекать дорогу или скоростную трассу, не выходя из естественной среды обитания. Они располагаются на путях миграции диких зверей, в местах пересечения звериных троп, чтобы животные без труда могли их найти.

В СССР экодуков не существовало, при проектировании и строительстве дорог учитывались только сельскохозяйственные животные. Для перехода рогатого скота строили небольшие мосты или большие проходные трубы на уровне земли, не учитывая потребности диких животных. Первый экодук в России был построен в 2016 году на трассе М-3. В Европе такой мост построили ещё в далеком 1950 году. Во всём мре авктивно развиваются экодуки. Например, в Австралии на острове Рождества построен знаменитый экодук для красных крабов. Его отличительной чертой стало преобразование в красный цвет во время ежегодной миграции крабов. 

Ещё до недавнего времени в России единственным способом предотвращения ДТП с участием животных был дорожный знак. А уже на конец 2020 года в стране насчитывалось 257 экодуков, их количество продолжает стремительно расти. 14 из них находятся на Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД).

Для строительства экодуков существуют определенные требования. Основное из них — это воссоздание привычной для животных среды обитания, соответствие местному ландшафту. Биопереход должен быть легкодоступен для животных, на подходах к нему и с боковых сторон должны быть высажены деревья, густые кустарники. От света фар и шума машин животные должны быть защищены с помощью специальных конструкций или земляных валов. Тоннели различаются по размеру  для крупных животных (олень, медведь, кабан, лось, волк, косуля) и средних (лисица, куница, рысь) ширина должна быть не менее 12 метров, а для более мелких зверей (заяц, барсук, выдра, хорек) - не менее 6 метров. Для белок, ласок и других животных  верхолазов рекомендуется обустраивать навесной переход. На многих переходах устанавливают системы слежения для того, чтобы анализировать перемещения животных и их реакцию для дальнейшей адаптации конструкций. Также система слежения защищает экодуки от браконьеров.

Экодуки  это довольно дорогое сооружение, на строительство одного требуется порядка 100 миллионов рублей. Но это того стоит, так как обеспечивает комфорт и безопасность для животных и людей, сохраняет многие жизни. Такие конструкции позволяют сохранять разнообразие видов дикой природы. Исследования показывают, что животным такие переходы приходятся по душе, они быстро привыкают. Это способствует соединению мест обитания животных. Экодуки используются не только крупными животными, но даже беспозвоночными, например бабочками, жуками и пауками.

Экодуки  это не единственное средство безопасности для животных на трассе, изобретённое человечеством. Сейчас под такой запрос адаптируются автомобили. Например, автопилот Tesla имеет функцию распознавания животных на своём пути. Системе уже не раз удавалось среагировать прежде, чем водитель мог взять управление на себя, что позволяло избежать ужасных аварий. На трассе возле национального парка Глейшер на дорогу вышли медведица с медвежатами, а технология сумела распознать животных и остановить автомобиль Tesla Model S, двигающийся со скоростью 80 км/ч.

Сооружая экодуки, мы возвращаем то, что отняли у природы. Хочется, чтобы новых конструкций и технологий, оберегающих окружающую среду, становилось всё больше, и люди жили в гармонии с окружающей природой и её обитателями. 


Источники: 

Автор: Заболоцкая Полина, Журфак МГУ

Материалы по теме:

Экодуки (12.01.2021)
Тэги: