Экоискусство и его влияние на состояние окружающей среды

Такое явление, как экологическое искусство, или экоарт, относительно недавно возникло и оформилось в художественной среде. Под экоартом понимается жанр современного искусства в фокусе внимания, которого находятся проблемы окружающей среды. Экологическое искусство предполагает общественную реакцию, обсуждение выраженных в художественных образах проблем и их решение при участии государства и гражданского общества. По словам Ньютона Харрисона исследователя и одного из родоначальников жанра, «экологическое искусство с самого начала его проявления стремилось показать, как существует глобальная Сеть Жизни, и что она постоянно «говорит» с нами, и, что, читая эту глобальную Сеть Жизни, мы должны учитывать ее потребности». Своей задачей экоарт ставит донести до аудитории, что человек должен быть включен в эту «Сеть», способствовать ее развитию, а не уничтожать безграничным потреблением.

Энвайроментализм, или движение по защите окружающей среды, оформилось в середине ХХ века. Послевоенное время было ознаменовано упадком в достижениях науки и техники, которые оказались разрушительными не только для природы, но и для их создателя — человека. Экоарт возникает как ответвление энвайроментализма и направление современного искусства, заимствуя черты других его жанров. Так, экологическое искусство наследует инсталляции в вопросе особого внимания к реальности, стирания границы между ней и искусством. Сходство с лэнд-артом проявляется на уровне близости с жизнью и обретения форм самой жизни: экоарт преодолевает музейные пространства, становясь частью городского ландшафта. Также, экологическое искусство работает с живым материалом, что роднит его с биоартом. Экоарт может иметь совершенно различные формы, принципом его обособления как отдельного направления является содержание, стремление к изменениям в отношениях между человеком и окружающим миром. Рассмотрим примеры художественных экопроектов и их влияние на мировоззрение общественности.

Первым в истории экоарта произведением искусства признана акция Йозефа Бойса «7000 дубов», осуществленная в 1982 году. Концепция заключалась в высаживании 7000 дубов, и траектория посадки проходила через всю Европу: от Касселя до России. В рамках выставки Documenta художник поместил на центральную площадь Касселя 7000 базальтовых блоков. Бойс поставил условие: площадь будет расчищена только после того, как будут посажено такое же количество дубов. Множество парков Касселя исчезло после войны, а урбанизация стала причиной вырубки деревьев. Бойс же назвал себя защитником немотствующей флоры. Художник создал некую «социальную скульптуру», объединившую экологию, политику и искусство. Останавливаясь в каждом из городов на маршруте, художник побуждал участвовать в проекте местных жителей. Таким образом, в сознании сообщества снимались противоречия «человек и искусство», «человек и окружающий мир», люди начали ощущать возможность быть причастными к экологическим и урбанистическим изменениям, а растительный мир восстанавливался. Проект был завершен уже после смерти художника.

Еще одна важная функция, которую может выполнять искусство — сбор и переработка мусора, использование вторичных материалов для создания арт-объектов. Одной из первых к направлению art recycling обратилась художница Розали Гаскойн. Переехав из Новой Зеландии в Австралию, она 17 лет прожила практически в изоляции в горной местности около Стромло. Чистота, нетронутость австралийского пейзажа, который она охарактеризовала как «сплошной воздух, свет, пространство и сплошная недосказанность», стали источником ее творческого импульса и внимания к проблеме культуры потребления. Основной медиум, с которым работает Гаскойн, — скульптурные ассамбляжи, созданные из собранного мусора: гофрированного железа, эмалированной посуды, проволоки, перьев, старых ящиков из-под напитков или дорожных знаков. Последние использовались в ее крупномасштабной инсталляции «Метрополис» 1999 года. Дорожные знаки были разрезаны и собраны в сетку, вертикальные и горизонтальные линии создавали эффект шума, встречного движения и больше разобщенности, нежели связности. Цветовая палитра желтого и черного способствовала визуальной перегрузке и переносила зрителя в пространство мегаполиса — отталкивающего, загрязненного, угрожающего. Экологическая значимость проекта Гаскойн заключалась и в очистке лесов от мусора, использованного в инсталляции, и в привлечении внимания к культуре потребления, поглотившей крупные города.

Значительный вклад в предотвращение разрушения окружающей среды внес художник Ньютон Харрисон и его супруга Хелен. Их совместный проект «Видения Зеленого Сердца» (1994-2002) по спасению региона Голландии от застройки, в результате которого были снесены ветряные мельницы и не нанесен ущерб экологии и сельскому хозяйству. Художественное высказывание Харрисонов состоит из совершенно разных медиумов: поэтического текста, картографии, живописи. Художники наглядно изобразили на картах, какую потерю понесет голландская культура, если на территории Зеленого Сердца Голландии — самого живописного и разнообразного с точки зрения флоры и фауны региона — будет реализован проект по строительству мегаполиса. Ньютон и Хелен Харрисон предложили альтернативный план: сохранение экосистемы Зеленого Сердца Голландии и урбанистическое развитие территорий, находящихся за его пределами. Живописные полотна, изображавшие местность Голландии, наглядно продемонстрировали, как спасти эту территорию и сельское хозяйство, 13 самобытных деревень с их традиционно голландским укладом жизни и культурное наследие страны в целом. Предложенный художниками план действительно был принят парламентом Нидерландов, и их экологическое искусство достигло главной цели — приобщить политиков к проблемам окружающей среды, сделать их более чувствительными к ней средствами художественных образов.

Рассмотренное явление экоарта и примеры его воздействия позволяют сделать вывод об экологическом искусстве, как эффективном инструменте для улучшения состояния окружающей среды, привлечения к ее проблемам внимания политиков и изменения отношения гражданского населения к собственной роли в экологической обстановке. Трансформации, достигнутые средствами экологического искусства, дают основания говорить о необходимости его развития и потенциального внедрения в методологию «зеленого движения».


Источники:

Автор: Трутнева Ярослава, факультет журналистики МГУ

Тэги: