Экологическая тревожность

Предвкушать конец света —

самое древнее развлечение человечества.

Дэвид Митчелл, «Облачный атлас»

Тревожность – вот хобби моего поколения. Родись я в средневековье, боялась бы свиней. По деревне моей ходил бы слух, как однажды пастушка, мальчишку ростом с калитку, затоптали поросята.  И голода боялась бы. Потому что без пастуха свиньи разбежались по окрестности, мать ребятёнка не поймала ни одной, да померла вскоре – есть нечего. Дрожала бы я над этой историей тридцать добрых лет, подхватила б чуму на четвертый десяток. Вот и всё, два страха – больше не узнаешь. Однако я родилась в эпоху глобализации. Я каждое утро лезу в социальные сети, читаю пугающие новости, про падающие самолеты, пожары, котят, оставленных в машине. И кошмарю себя, тревожусь.

Есть специальное слово – думскроллинг. Это когда ныряешь с головой в страшную новостную ленту, а через час уже тонешь, пока какой-нибудь хороший друг не отберёт у тебя телефон. Раз целое слово придумали для подобного состояния, значит, нас таких много. Интернет и средства массовой информации породили целое поколение нервничающих ребят. Одно дело, если катастрофа уже произошла. Да, страшно, да, жалко, - но она позади, она меня не затронула. Другое дело, когда угроза на цыпочках подступает к тебе со спины.  Вот тут уже тревожно, и с каждым днём – по нарастающей.  

У меня от темы экологии как раз такое ощущение грядущего кошмара. И, о, чудо, не у меня одной – моё поколение уже успело позаботиться о специальном термине – экотревожность. Проблема климата в СМИ, например, всегда преподносится с беспокойством, оно и логично – нужно привлекать внимание. Но вот незадача: многие люди, и так склонные к тревоге, на фоне новостей о глобальном потеплении доходят до ручки. Они так волнуются, что это мешает им заниматься решением экологических проблем. Такое состояние в медицине называют дисфункциональной тревогой.   Буквально: не функционируешь, а мечешься. Довести себя до неё несложно: многие (да практически все) проблемы экологии не разрешаются силами одного человека. Чувство беспомощности, вины, злости на окружающих, не заботящихся о планете, выматывает.

В России сейчас активно организуются группы поддержки для людей с экологической тревожностью, но у психологов мало опыта работы с такой темой, а исследований почти нет. Экологические проблемы требуют общественного резонанса и внимания. Но активность не должна провоцировать панику: это только усугубит состояние отдельно взятого человека, мешает ему жить и работать. Сложно соблюсти грань: глобально человечество недооценивает проблему, но многие активисты так сосредоточены, так одержимы ей, что обращаются в фанатиков. Это свойственно людям – в психологии такое поведение называют защитной проекцией - направление внимания на более далекую и сложную проблему, чем личные отношения с родными и коллегами.

Тревога и паника не способствуют созиданию. Существенный вклад в решение проблемы гораздо проще осуществлять с холодной головой.


Источники:

Автор: Яна Лутфуллина, факультет журналистики МГУ

Тэги: