Экологически чистые вечера медиа-клуба «45-й меридиан», или Победит ли «Мистер Фёст»?

В самом разгаре нынешний Год экологии, взявший своеобразную эстафету у минувшего Года кино. Соответственно, и клуб творческих открытий «45 меридиан» Пензенского областного отделения Русского географического общества. В этом году, в отличие от предыдущего, когда в центре внимания клубных творческих вечеров были  киноземляки, здесь уже больше говорится об экологии. Но не только и не столько об экологии в прямом смысле этого слова. Сегодня не менее важной и актуальной является проблема и экологии душевной. А потому, как ни удивительно, в этом году темы кино и экологии объединились и получили своё плавное продолжение.

По пятницам в зрительном зале областного объединённого литературного музея в клубе проходят творческие встречи-вечера, которые их организаторы по-свойски называют «экологически чистыми и вкусными», ибо посвящены они рассказам о людях с чистой душой и романтической направленностью – путешественникам, писателям, артистам и певцам. Особое внимание здесь уделяют и юным талантам, полному раскрытию которых в небогатой Пензе пока мешают различные проблемы. Тем не менее, организаторы клубных вечеров как раз и не ограничиваются только вечерами, они активно путешествуют по городам России, а затем на тех же вечерах об этих поездках ещё и рассказывают о своих путешествиях на фоне многочисленных фотографий или видеосюжетов. 

Так, в начале года молодые пензенские таланты побывали в вокальной школе нашего земляка Сергея Пенкина, на съемках популярной телепрограммы «Голос-дети», а совсем недавно, в День Семьи, Любви и Верности, посетили столицу этого Всероссийского праздника – древний Муром. Регулярно на творческих вечерах клуба проходят встречи с победителями различных конкурсов и фестивалей, известными журналистами (ибо официально клуб носит «приставку» – медиа, и представители местных СМИ во многом считают его своим).

А совсем недавно в рамках работы этого медиа-клуба состоялось и открытие необычной выставки с интригующим названием «ММКФ глазами журналиста». Подробнее о нем рассказывает сам её организатор, президент медиа-клуба «45 меридиан», известный пензенский журналист Олег Ткачёв, активный член Русского географического общества.  

    

- Признаюсь сразу, что идея организовать подобную выставку витала в моей голове уже давно, а вот причиной, которая побудила именно «здесь и сейчас» её организовать стало, как это ни парадоксально, так скажем, «неучастие» в очередном, уже 39-м по счёту, Московском международном кинофестивале. Так уж получилось, что впервые в этом году мы не собрали желающих туда отправиться, что делали регулярно в последние годы, и потому не поехали на открытие фестиваля. Именно это и заставило меня, как говорится, «остановиться, оглянуться» и, как раз, в преддверии уже юбилейного 40-го кинофестиваля, всё-таки, реализовать давнюю идею с организацией подобной выставки. И, как оказалось, не зря, ибо ровно 20 лет исполнилось в этом году с посещения, опять же, 20-го кинофестиваля в 1997 году. Вот вам и официальный повод!

Теперь о главном. «Причём здесь Пенза и почему, собственно, выставка эта открывается именно в нашем городе?» – спросите вы. Поскольку  я веду разговор с позиции журналиста, то замечу, что именно эта причина и этот вопрос были главными в работе. Ведь для журналиста всегда важно найти именно информационный повод, связь события с тем местом, где ты живёшь. Поэтому с самого начала, с момента первой аккредитации на 20-м ММКФ, я, тогда ещё корреспондент областного радио, был в поиске этой самой связи, хотя, конечно, фестивальная жизнь, как всегда, и без того была насыщенной – пожалуйста, смотри фильмы, участвуй в пресс-конференциях с их создателями, посещай различные кинопрезентации, бери интервью… Но главное – не забывай об информационном поводе, будь ему неладно! Но, к счастью, оказалось так, что долго искать в столице земляков мне не понадобилось. Во-первых, первым, кто меня позвал в столицу, была уже тогда всем известная Светлана Александровна Старостина, настоящий энтузиаст кино, киновед, член Союза кинематографистов, руководитель киноклуба «Олимп». Оказалось также, что в столице живут и наши киноземляки – это и писатель, кинодокументалист Александр Сергеевич Васильев, его жена, сотрудник московского Дома кино Галина Александровна Романова. Они, в свою очередь, помогли мне наладить контакты с нашими косвенными земляками – Георгием Александровичем Капраловым, ведущим знаменитой «Кинопанорамы» и главным редактором журнала «Искусство-кино» Даниилом Борисовичем Дондуреем, а также киноактрисой Ириной Феофановой. Во время работы на одном из кинофестивалей мне удалось в Москве пообщаться в 1999 году и с ещё одним нашим знаменитым земляком Георгием Михайловичем Вициным… Поэтому в Москве я с тех пор мог чувствовать себя вполне спокойным…

Что касается журналистской работы на кинофестивале, то я специально собирал для будущей выставки все основные печатные издания, которые ежедневно – а фестиваль продолжается обычно 10 дней – поступали в его пресс-центр. Естественно, в день открытия туда поступал толстый каталог всех фильмов и программ ММКФ, затем каталоги различных тематических программ кинофестиваля (для меня самой интересной была программа Российских фильмов), гид по ММКФ, ну и, конечно, ежедневная газета «Спутник кинофестиваля». Также ежедневно в пресс-центре можно было найти кучу пресс-релизов и фестивальную программу событий на тот или иной день. Таковы были будни работы пресс-центра. А ещё ежедневно каждый аккредитованный на фестивале журналист имел возможность выбрать для посещения, помимо фильмов конкурсной программы (они демонстрировались обычно в утреннее время с последующими пресс-конференциями с его создателями), билет ещё и на 3 картины программы внеконкурсной. В общем, смотри – не хочу!

Конечно, я чувствовал себя куда вольготней столичных журналистов, ибо они старались каждый день что-то написать, отражая весьма насыщенную работу фестиваля. Я же день ото дня собирал интересный материал на пресс-конференциях, брал интервью, и особо не суетился. Важнее для меня было как раз то состояние вовлеченности в мировой кинопроцесс, вернее сказать, в мир кино, из которого так грустно было потом выходить… Было интересно ставить себя на место героя той или иной картины, задумываться о той или иной проблеме, который ставил тот или иной фильм перед зрителем, сравнивать свои впечатления с мнениями критиков и актеров. Ну и, конечно же, – пресс-конференции со звёздами мирового кино!

День открытия – это ещё и настоящий праздник для всех модников и любителей гламура – одни только традиционные парады открытия (и закрытия кинофорума тоже), которые обычно начинаются ещё на улице, по пути в кинотеатр «Пушкинский», чего стоят, не говоря уже о различного рода презентациях или премьерах…

Но всё это только внешняя, парадная сторона этого праздника кино. Куда важнее сегодня его «экологическая» направленность… Здесь я хочу вспомнить замечательный фильм о силе и воздействии искусства кино на человека, тем более, что эта тема актуальна во все времена. Помните Мистера Фёста в исполнении Андрея Миронова и Мистера Секонда в исполнении Альберта Филозова? Почему я вспоминаю именно этот фильм? Да потому что недавно, в одной из туристических поездок в Муром на празднование Дня Петра и Февронии, мы в салоне автобуса «имели счастье» посмотреть новую телепродукцию канала ТНТ  (одну из серий, на большее, слава Богу, терпения уже не хватило) - сериал «Филфак». Так вот этот фильм, можно так сказать, как раз «из коллекции» Мистера Секонда, который в картине «Человек с бульвара Капуцинов» как раз был пропагандистом фильмов низкопробных, создатели которых идут на поводу самых низменных вкусов зрителей. Поэтому тема эта актуальности, увы, не теряет, а кинофестивали как раз, уверен, должны этот самый вкус зрителю прививать. А потому я и решил здесь вспомнить и этот замечательный фильм  с нашими прекрасными актерами, а также познакомить будущих посетителей выставки с фото и публикациями в местных СМИ, которые были сделаны за время моей аккредитационной работы на 12-ти фестивалях, начиная с ХХ-го ММКФ в 1997 году.

Подготовлено президентом «Медиа-клуба 45 меридиан» Олегом Ткачевым

Фотоматериал из архива Олега Ткачева

14.07.2017г.