Фильмы и сериалы в наше время затронули практически все масштабные аспекты нашей жизни, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, смена климата – не исключение. Уже не кажутся удивительными или необычными любые попытки представить эту проблему в медиа: старинные кино-антиутопии, современная сатира на злобу дня, и даже футуристичные представления «Земли будущего». Естественно, среди такого широкого спектра изображений экологических проблем находятся и не самые удачные. Нюансы изменения климата заметно усложняют демонстрацию этой темы в кино, формат которого должен развлекать и завлекать зрителей, «играть» с ними. Несмотря на то, что есть большое количество посредственных медиа-представлений климатического кризиса, кинематографисты все же могут снимать и снимают достойные картины, посвященные этой проблеме.
Можно выделить несколько основных «типажей» фильмов о проблемах экологии, и, зачастую, качественнее всего это делает документальное кино. В нем представлены и факты, и научные данные, однако этот жанр неигрового кино в меньшей степени привлекает зрителей: в основном, документалистикой интересуются лишь те, кто уже как-то связан с темой климатического кризиса и экологии в целом. Между-жанром можно назвать те фильмы, в которых экологические проблемы подвержены излишнему драматизму, в которых реальные факты и истории переходят в разряд почти выдуманных. Фильмы такого рода привлекают внимание к проблеме, потому что повествуют о реальной истории, при этом оставаясь увлекательными.
Другой достаточно популярный жанр – фильмы-антиутопии, роль которых – исключительно вызвать интерес и ажиотаж среди публики. Такие фильмы не «тыкают» зрителя носом в то, что он не делает ничего для помощи Земле, не вызывают чувство жалости или отчаяния и безнадеги, не заставляют вдохновиться на борьбу с климатическим кризисом. Как правило, эти фильмы принимают экологические проблемы как данность и неизбежность. Изменения климата и природные катастрофы в таком кино представляются отвлеченными, как будто нереальными. Такие фильмы не дают ответа на вопрос: как нам бороться с разрухой на земле? Но и не предоставляют зрителю конкретных причин: почему это случилось?
Фильмы, в которых сеттингом является именно экологическая катастрофа, используют как прием нарочное упрощение этой проблемы: климатические проблемы снижаются до такого уровня, на котором его сможет воспринимать любой зритель. А зачастую эта самая экологическая катастрофа оказывается в тени какой-нибудь эпичной битвы или романтической истории. Изменение климата и проблемы, с ним связанные, случаются как будто внезапно, они и содержат в себе неожиданную трагедию и шок, на основе чего и строится весь сюжет. Однако, с уверенностью можно сказать, что в жизни экологические проблемы наступают медленно, не торопясь, предоставляя людям время поразмышлять о том, что они делают с землей, и мы все можем это наблюдать: от пожаров в Австралии и озоновых дыр до сдвигов литосферных плит и глобального потепления.
Автор: Анна Гордеева-Адамчук, факультет журналистики МГУ