Для России, особенно для центральной ее части, проблема «умирания» населенных пунктов стоит особенно остро, однако журналистами, социологами, общественными деятелями, к сожалению, рассматривается только социальная сторона проблемы. И зря — экологический аспект не менее важен. Прежде, чем перейти к нему, обозначим масштаб проблемы.
По данным Росстата, на данный момент в нашей стране существует более 20 тысяч населенных пунктов. Лидер по количеству «мертвых» деревень и темпам их появления — Тверская область. По данным переписи 2010 года, исчезнувших населенных пунктов в регионе было 2234, спустя десять лет, по итогам переписи, которые обнародовал все тот же Росстат, их стало уже 2798. За десятилетие опустели 564 деревни. Соседствуют Тверской областью в рейтинге регионов РФ с наибольшим количеством вымерших сел (по данным за 2020 год) Псковская, Вологодская, Ярославская области. Интересно, что этот рейтинг почти полностью состоит из регионов Центральной России. Если эти цифры все еще не кажутся впечатляющими, задумайтесь о том, что из оставшихся в Тверской области деревень, сел и поселков в 2426 реально проживает менее 6 человек, в 1136 проживает от 6 до 10 человек, в 1364 — от 11 до 25 человек, преимущественно это — старики, со смертью которых в ближайшее время исчезнут почти 5 тысяч населенных пунктов. Масштабы впечатляющие.
Причин такой печальной тенденции Центр экономических и политических реформ (ЦЭПР) выделяет две: естественная убыль населения вследствие превышения смертности над рождаемостью и отток людей в другие регионы и/или более крупные населенные пункты, где нет проблем с поиском работы и более развита социальная инфраструктура. В годы, когда в СССР началась индустриализация, на 82% сельского населения приходилось лишь 18% городского, сегодня ситуация диаметрально противоположная. на 73% городского населения приходится лишь 27% сельского и соотношение постоянно смещается, отнюдь не в пользу последних. Социальные проблемы-последствия процесса «вымирания» деревень достаточно разнообразны: от упадка хозяйственных производств (несмотря на программу Минсельхоза «Комплексное развитие сельских территорий») до перенаселения городов и следующих уже за ним проблем. Ключевое последствие же для экологии — след, который оставляют после себя опустевшие населенные пункты.
Напомню, что момент, когда сельского населения было в разы больше, чем городского, пришелся на начало индустриализации. Получается, все предприятия, сельскохозяйственные, малые промышленные и иные, расположенные в деревнях останутся даже тогда, когда умрет или уедет последний человек. То, что от них остается может представлять угрозу для экологии, как минимум из-за деформации природной среды в местах, где эти производства располагались. Первичные загрязнения поступают в процессе производства прямо в среду непосредственно из источников. Неочевидная опасность таких загрязнений состоит в совместном попадании в окружающую среду веществ, вступающих между собой в химические реакции, в результате которых образуются гораздо более токсичные вещества, которые составляют группу уже вторичных загрязнений. Сельскохозяйственное производство приводит к обеднению почв, снижению производственного потенциала территорий для выпаса скота, снижение проходимости лесов, которая может негативно сказаться на их обитателях, и в силу отсутствия хоть кого-нибудь, кто мог бы продолжить здесь хозяйственную деятельность и не дать природе наступать на оставленные производства, вступая с ними в разрушительный симбиоз. Если сравнить затраты на восстановление производственного потенциала этих территорий, очистку земель, они, по моему предположению, как минимум вдвое превышают потенциальную прибыль, которую эта земля принесет в первые 5 лет после (при рациональном природопользовании). Также интересно, что сельский житель производит значительно меньше отходов чем житель даже самого маленького городка, не то, что многомиллионного мегаполиса, при этом утилизирует около 30% из них на своем участке.
Вопрос о перераспределении населения на территории нашей необъятной страны таким образом, чтобы жизнь в сельских населенных пунктах продолжалась, не стоит в силу очевидно проседающих инфраструктуры и транспортной доступности. Однако внимание к проблеме правильной утилизации того, что остается от населенного пункта, который по социально-экономическим причинам покинули люди, а также поддержании прилежащих к ним земель должно привлекаться, поскольку решить ее можно только системно и централизованно, если нет возможности процесс «вымирания» деревень в России вспять.
Источники:
Автор: Дмитриева Кристина, факультет журналистики МГУ