На очередной экскурсии «Подземный Севастополь – Северная сторона» побывали севастопольцы, гости города, члены Севастопольского отделения Русского географического общества (далее - СГО РГО). Об оборонительных сооружениях Северной стороны города Севастополя рассказал член СГО РГО Юрий Пикалов.
Экскурсанты посетили командный пункт управления огнём легендарной 30-й береговой батареи, малоизвестную 16-ю береговую батарею и остатки подземного госпиталя в балке Голландия.
30-я (на момент строительства - 26-я) береговая батарея была спроектирована перед Первой мировой войной. К осени 1917 года бетонный массив батареи был готов на 70%, а достройка фортификационного сооружения осуществлялась уже в советский период – в 1925-1940 годах. Первоначально батарея имела на вооружении две 305-мм двух-орудийные башенные установки с дальностью стрельбы до 42 км, изготовленные Ленинградским металлическим заводом. Батарея состояла из орудийного блока и отдельно расположенного подземного командного пункта с бронированными боевой и дальномерной рубками, которые были соединены 600 метровым тоннелем (потерной).
Наземная часть командного пункта представляла собой железобетонный блок размером 15х16 м с толщиной стен и перекрытий до 3,5 м. Внутри блока находились радиорубка с помещением для аккумуляторов и кубрик личного состава. В железобетонное покрытие блока была вмонтирована броневая рубка с толщиной брони стен – 406 мм, крыши – 305 мм с четырьмя смотровыми щелями и оптическим визиром командира батареи.
В 50 м от блока на бетонном основании размещалась вращающаяся дальномерная рубка с 10-метровым стереоскопическим дальномером фирмы «Цейсс» и стереотрубой.
30-я батарея принимала активное участие в обороне Севастополя 1941-1942 годов. Удары батареи по врагу и сопротивление её личного состава наступающим немецко-румынским войскам были одним из героических эпизодов обороны города. За решающий вклад в дело героической обороны Севастополя Приказом НК ВМФ № 138 от 18 июня 1942 года 1-му отдельному артиллерийскому дивизиону Береговой обороны Черноморского флота, в который на тот период входила 30-я бронебашенная батарея, было присвоено гвардейское звание.
В послевоенный период батарея была восстановлена с использованием модернизированных трехорудийных башен, снятых с линкора «Михаил Фрунзе» («Полтава»).
Следующим объектом экскурсии стала 16-я береговая батарея, построенная перед Первой мировой войной. Была вооружена четырьмя 10-дюймовыми (254-мм) пушками на станке Дурляхера. Пушки размещались открыто за бетонным бруствером, который имел толщину около двух метров. Толщина наружных стен бетонного массива составляет 1,5 м, толщина покрытия над погребами - 2,4 м; перекрытия над внутренними помещениями арочного типа усилены арматурной решёткой.
Перед Первой Мировой 16-я батарея являлась одной из двух наиболее мощных и дальнобойных в Севастопольской крепости. Но, фактически, батарея использовалась только один раз, когда провела единственную боевую стрельбу по германскому линейному крейсеру «Гёбен», появившемуся вблизи Севастополя в октябре 1914 года.
Завершилась экскурсия в подземном госпитале, построенном в самом начале Героической обороны Севастополя 1941-1942 годов.
В августе 1941 года военврачом Черноморского флота Зарубиным А.А. была отдана директива: "Госпитали - под землю". В балке Голландия скаловщиками (взрывниками) взрывным методом был пробит базовый госпиталь, который в дальнейшем занял медсанбат 95-й стрелковой дивизии. По сравнению с госпиталями в "Шампанах", условия в "голландском" были более чем спартанские.
Начальник медсанбата, военврач 2 ранга Резницкий А Л. писал:
«Штольни были креплены брёвнами, половых настилов не было, стены и потолки частично обшиты досками. Высота штолен составляла 1,8м., ширина 2-2.5м, коридоры имели не ровный профиль. Из узких входов внутрь штолен были проложены узкие коридоры, шириной около 1м. и длинной 8-10м. Освещение штолен осуществлялось электрической установкой от городской сети, а аварийное - из полевой, передвижной электростанции. Водопровод, хотя и подведенный внутрь штолен, бездействовал, канализация отсутствовала. Местами почвенные воды просачивались через потолок, вентиляции было явно недостаточно. Подъездной путь был тяжёлый, с крутым подъемом, и одновременно по нему могла пройти одна машина, не имевшая возможности разминуться со встречной.
Большинство раненых размещалось на узких нарах в два этажа, и только часть на кроватях. В убежище можно было разместить максимум 200 человек. В таких тяжёлых условиях, в напряжённые дни боёв, приходилось развертывать работу на шести операционных столах и делать перевязки госпитализированным раненым».










