Экспедиционный выезд на фестиваль театрализованных и обрядовых действ в село Приволжье Самарской области

Экспедиционный выезд на фестиваль театрализованных и обрядовых действ в село Приволжье
Экспедиционный выезд на фестиваль театрализованных и обрядовых действ в село Приволжье

Приволжский район расположен на юго-западе Самарской области и граничит с Саратовской областью. Год образования — 1930. Площадь — 1380 кв. км. Население – 25,2 тыс. человек. 24 населенных пункта. Административный центр — село Приволжье. Расстояние до Самары — 145 км.

8 июля в рамках выполнения работ по гранту ВОО «Русское географическое общество» № 24/2017-Р был организован экспедиционный выезд в село Приволжье, где проходил межрегиональный фестиваль-конкурс народных коллективов «Злат венец».

1.jpg

Приволжский район
Приволжский район

Фестиваль театрализованных и обрядовых действ, проводимый на территории когда-то обширной усадьбы Самариных в Приволжье на живописном берегу Волги, приурочен к древним славянским праздникам: дню Аграфены Купальницы (отмечается 6 июля), празднику летнего солнцестояния Ивана Купалы (отмечается 7 июля) и христианскому празднику святых Петра и Февронии - покровителей семейного счастья, любви и верности (отмечается 8 июля).  

В этом году на фестивале собрались более тридцати коллективов не только из Самарской области, но и из Саратовской, Нижегородской областей, из республик Марий Эл и Удмуртии.

Интересно было пообщаться воочию, побывать в эпицентре общения с представителями ряда народов и этносов - участники поездки познакомились с представителями ряда народов и этносов, в том числе с народными фольклорными коллективами «Мертчан» из Удмуртии, «Ушанлык» из деревни Кокшамары  республики Марий Эл; с представителями русской культуры и казачества. Вместе с ними мы могли поучаствовать в национальных обрядах; поводить хоровод; порасспрашивать про особенности национальных костюмов. Все наши участники живо и с энтузиазмом «погружались» в культуру и обычаи отдельных народов. Было любопытно подержать в руках, увидеть и послушать как звучат марийские народные музыкальные инструменты: шиялтыш, тумыр, марла-кармонь.

ШИАЛТЫШ, шиялтыш  марийский духовой народный инструмент, разновидность свистковой флейты. Исконное значение термина « шиялтыш » восходит к глаголу «шиялтыш » в значении «дуть», «свистеть».

Барабан  тумыр. У многих финно-угорских народов (мордвы, коми, эстонцев, карел, финнов, удмуртов и др.) как национальный музыкальный инструмент барабан вообще не зафиксирован (у эстонцев барабан представлен как весьма позднее заимствованное явление). У мари барабан – это уже настоящий ударный музыкальный инструмент. Традиционно тÿмыр употребляется в дуэте с шÿвыр. Самостоятельно же тÿмыр употребляется в старину лишь в качестве ритуального звукового орудия (возвещали начало племенных сборов, языческих праздников ит.д.).

Марийская гармонь  марла-кармонь   марийская однорядная семи-клавишная гармонь, сконструированная на основе вятской гармоники. Звуки, извлекаемые с помощью правой клавиатуры, дублируются в октаву. Марла-кармонь используется как сольный, ансамблевый (напр., в дуэте с тумыром) и аккомпанирующий инструмент. Вытесняется двухрядной гармонью ( кога-кармонь ) и баяном. Заменяется созвучием квинты.

Кроме того, у нас была возможность поучаствовать в работе интерактивных площадок и своими руками сделать то, что делали предки народов, в том числе и проживающие на территории Самарской области: сплести венок из заранее приготовленных охапок полевых цветов; поучаствовать в приготовлении целебных настоек и чаев, а затем «отведать свое произведение»; в городе мастеров можно было посидеть за гончарным кругом или изготовить берестяную берегиню и др. А ближе к обеду была старинная русская забава - прыжки через купальский костер, который по преданию очищает от всех бед и невзгод.

Помимо обрядов и старинных песен частью фестиваля стали интерактивные площадки (хотя для праздника, что проходит средь берез, на берегу Волги, слово «интерактив» звучит чужеродно): на одной из площадок учат плести венки — здесь уже приготовлены охапки полевых цветов; на другой — рассказывают о целебных настоях, угощают чаями; в городе мастеров можно было посидеть за гончарным кругом или изготовить берестяную берегиню и др. А ближе к обеду — старинная русская забава — прыжки через купальский костер. Конечно, жаль, что не вечером, не столь эффектно, но желающих предостаточно — по преданию купальский огонь очищает от всех бед и невзгод. Вообщем, все участники нашей разновозрастной группы могли найти занятие по интересам и по душе.

А еще «Злат венец» — это традиционная уха и все желающие отведали приволжскую уху за огромным длинным столом на берегу Волги.  Уха готовится по старинному рецепту тибетских монахов, как пояснили местные женщины (откуда в Приволжье или Обшаровке тибетские монахи, осталось загадкой). Рецепт ухи «рассекретил» повар Анатолий Михайлович: «У нас в Обшаровке так и готовят, сначала кладут петуха, долго варят, и только потом уже — рыбу.  А еще для вкуса можно капустный рассол добавить». Уха действительно очень вкусная.

История  фестиваля началась несколько лет назад — с этнографической экспедиции педагогов и учащихся школы искусств села Приволжья в село Давыдовка, где познакомились с народным коллективом «Волжанки», собиравшим и исполнявшим аутентичные песни именно обрядового характера, звучавшие на свадьбах, вечорках… Так в 2009 году и зародился этот фестиваль — конкурс «Злат венец».

С.В. Филиппов, министр культуры Самарской области: «Злат Венец» — это фестиваль, возрождающий традиции наших предков, которые бытовали двести, триста лет назад и даже раньше. Самое интересное в этом фестивале — то, что здесь представлено не только песенное, танцевальное творчество, но и старинные обряды: праздничные, связанные с бракосочетанием, с рождением детей. Это все глубокие традиции, которые по большому счету являются душой народа.

Участники нашей разновозрастной группы также познакомились с историей села Приволжье и историей усадьбы Самариных — памятника истории и архитектуры.

Самарины  русский дворянский род, который ведет происхождение от Квашниных-Самариных. Среди их родственников были князья Хованские, Оболенские, Трубецкие, Одоевские, Голицыны, Волконские, писатели Сумароков, Жуковский, Карамзин, Вяземский, Пушкин, Языков, Лев Толстой, Фёдор Тютчев, Денис Давыдов.

Имение Самариных было частью громадной дачи (более миллиона десятин) на Волге, пожалованных Петром Великим дипломату, генерал-адмиралу Фёдору Алексеевичу Головину. В 1707 году эти земли в качестве приданого перешли к его дочери, когда она выходила замуж за князя С.Б. Голицына. Разделённая на несколько частей, эта земля продолжительное время оставалась в руках Голицыных. Позже одна часть её досталась княгине Белосельской  Белозерской (урождённой Наумовой). В 1776 году её двоюродный брат, отставной секунд-майор, столбовой дворянин Василий Николаевич Самарин (1740-1811), вместе с князем М.В. Урусовым выкупили землю, разделив её так, что за Урусовым осталась южная половина имения, а за Самариным  северная. Василий Николаевич Самарин и основал в 1783 году село Васильевское, которое в настоящее время называется Приволжье. Имение Васильевское было основой всего состояния Самариных.

snimok.jpg

Семья Самариных, 1903 год
Семья Самариных, 1903 год

Хозяйство было немалым: 39 692 десятины земли, лес, сенокосы, рыбная ловля и прочее. В селениях, принадлежавших Самариным, было 2195 крепостных крестьян. В Васильевском имелись хлебная и лесная пристани. Во всех сёлах и деревнях были господские строения: деревянный дом со службами, 12 флигелей для контор и служащих, 20 флигелей для рабочих фабричных и пастухов овечьего завода, людская, больница и при ней два флигеля, суконная фабрика. Кроме этого, 12 хлебных амбаров, 12 каменных риг, три четырёхконные молотильные машины, четыре одноконные веятельные. Мукомольных мельниц имелось три, две из них водяные на реке Чагре и одна – ветряная. На овечьем заводе мериносовых электоральной породы насчитывалось 15 000 голов, размещавшихся на девяти овчарнях. В целом имение на Волге приносило доход 44 600 рублей серебром.

В Васильевском была построена церковно-приходская школа, на территории вотчины – 4 церкви, конный завод и конюшни, винокуренный завод, теплица, посажена прекрасная роща, создан пруд, заложено два фруктовых сада и разведена оранжерея.

В 20-30 годы XIX века в районе жил Фёдор Васильевич Самарин – участник войны 1812 года, кавалер многих орденов. В те же годы в сёлах Васильевском и Спасском бывал герой войны 1812 года, известный поэт и гусар Денис Васильевич Давыдов. Денис Давыдов присутствовал при открытии новой каменной церкви в селе Спасском. В 1850 -х годах в Васильевском поместье жил Юрий Фёдорович Самарин – реформатор, публицист, как называл его Ф.М. Достоевский – «даровитейший человек», один из разработчиков проекта об отмене крепостного права в 1861 году, председатель Самарского земского собрания в 1865-1866 годах.


5.jpg

М.А. Дурнов, А.Д. Самарина, Д.Ф. Самарин, Ю.Д. Самарин, В.П. Самарина, С.Д. Самарина, А.Д. Самарин. Имение Васильевское
М.А. Дурнов, А.Д. Самарина, Д.Ф. Самарин, Ю.Д. Самарин, В.П. Самарина, С.Д. Самарина, А.Д. Самарин. Имение Васильевское

Хозяйство особенно процветало в пору правления Фёдора Васильевича, затем Дмитрия Фёдоровича, Сергея Дмитриевича.  Фёдор Васильевич в 1827 году одним из первых в России открыл в Васильевском школу для крестьянских детей. В 1850 году в его имении началось строительство школы для девочек. Фёдор Васильевич считал, что в васильевской школе вместо священника учителем должен быть человек «из окончивших семинарию по первому разряду, добронравный, пользующийся любовью у населения». Он всячески поощрял крестьян, отпускавших детей в школу, а дворовые, окончившие школу с хорошими отметками, могли рассчитывать на получение должности приказчика.

Летом в имении Самариных всегда было многолюдно. Месяцами здесь жила многочисленная самаринская родня. Сын Дмитрия Фёдоровича Самарина, Александр Дмитриевич, – земский начальник Бронницкого уезда Московской губернии – приезжал в имение на Волгу со своей супругой, Верой Саввишной Мамонтовой (повзрослевшей девочкой с портрета Валентина Серова «Девочка с персиками»).

   

6.jpg

В.А. Серов. Девочка с персиками. 1887 год
В.А. Серов. Девочка с персиками. 1887 год

Первый господский дом был построен Василием Николаевичем Самариным. Это был двухэтажный деревянный особняк в стиле классицизма.

7.jpg

Господский дом
Господский дом

При Дмитрии Фёдоровиче Самарине в 1885 году по проекту московского архитектора М.А. Дурнова на крутом берегу Волги были построены большой трёхэтажный дом-дворец в византийском стиле с бельведером в форме восьмерика, перекрытого куполом, и целый комплекс хозяйственных и других помещений. Усадьба Самариных Васильевское на Волге (ныне село Приволжье) была одной из крупнейших усадеб в отдалённом от Центральной России регионе.


snimo1k.jpg

Усадьба Самариных Васильевское на Волге
Усадьба Самариных Васильевское на Волге

После 1917 года здание усадьбы использовалось партийно-советскими органами власти. К середине XX века дом Самариных ещё стоял на волжском берегу. В конце 1960-х годов усадьба попала в зону затопления Куйбышевского водохранилища. Все её основные постройки были по указанию властей снесены. Однако вода до этих мест не дошла.

К настоящему времени от обширной усадьбы сохранилась лишь небольшая часть — контора управляющего и въездные ворота с изгородью из красного кирпича. На условном месте бывшего барского дома установлен памятный знак.

snivvmok.jpg

Усадьба Самариных Васильевское на Волге, 2017 год
Усадьба Самариных Васильевское на Волге, 2017 год

В 2005 году была проведена работа по благоустройству территории усадьбы Самариных. Её облагородили, организовали зону отдыха.

История обширного имения Васильевское на Волге – это не только история жизни и деятельности его владельцев, это история тех сёл и деревень, которые были основаны и обустроены на их средства, история создания многоотраслевого сельского хозяйства, развития народного образования, здравоохранения и культуры.

Автор текста – Фирулина Ирина Ивановна, руководитель Гранта ВОО «Русское географическое общество» № 24/2017-Р