Известный пензенский альпинист и исследователь подземного мира, член областного отделения Русского географического общества Вячеслав Морозов недавно вернулся из очередной экспедиции на Эльбрус. Подробнее о ней он рассказал уже по возвращению в родной город, встретившись с участниками эко-клуба «Зелёный меридиан» в Центре культурного развития «Губернский». И вот что рассказал мне в эксклюзивном интервью…
- Экспедиция, как обычно, была посвящена определенной дате, – 17 февраля всеми альпинистами отмечается День освобождения Кавказа от фашистских флагов. Именно в этот день был водружён флаг над восточной вершиной высотой в 5, 621 метр, и сняты фашистские стандарты. Но в связи с пандемией мы успели приурочить этот праздник к 23 февраля. Мероприятия прошли под руководством Кабардино-Балкарского отделения РГО. В День защитников Отечества там было много снега, но на фото, как видите, горит вечный огонь, состоялось и традиционное возложение венков. Эта программа, посвященная битве за Кавказ, называлась «Заоблачный фронт».
- Но, как я понял, это была только первая часть вашей экспедиционной программы?
-Да. Вторая часть экспедиции заключалась уже в другом. Мы поехали туда, захватив с собой несколько черно-белых снимков, снятых ещё во время Великой Отечественной, и запечатлевших время немецкой операции «Эдельвейс». У меня созрела идея соотнести эти снимки с современными, по типу – «было» и «стало». То есть найти эти виды в наше время. Было нелегко. 3 снимка того времени мы сравнили с сегодняшними. Сначала была некоторая нестыковка, а оказалось всё проще, - по мнению фотографов, снимки проводились широкоугольной камерой, и поэтому то, что мы видим далеко, на самом деле оказывается близко. Вот - сидит фриц, я - на его месте, а вот его фон, который запечатлён на снимке, находится примерно в 5 км от меня. Мы в итоге нашли все эти 3 точки, и это считаю достижением, поскольку этим никто до того не занимался. Само же наше дальнейшее восхождение было обычным делом.
- Кстати, в это время как раз появилась информация о том, что там, в горах Эльбруса, случалось происшествие …
- Да, это, к сожалению, с нашей группой произошло. Просто мы отправились туда на двух машинах. Одна из групп ходила, каталась сначала с нами вместе, но потом мы решили разделиться. Они взяли своё снаряжение – ски-туры, и пошли по альпинистскому маршруту классической программы. Но мне об этом не сказали. Я бы им этого делать, естественно, не посоветовал. Но, поскольку я - не гид, и просто могу лишь советовать людям, куда ходить можно, а куда – нет, то меня они ни о чём не спросили, и пошли по другому маршруту. Причём, были там они впервые, и сразу увидели, какие там широкие снежные поля, решив двинуться именно в ту сторону. И только по счастливому стечению обстоятельств, всё это не закончилось трагедией. Хорошо, что мы были с рациями на связи, и они не были выключенными. Мы в то время были уже внизу, а до того поднялись на высоту 4.400 км. Далее перед нами уже пошел настоящий зимний лед, на фото это видно, и там ещё можно было спуститься на лыжебордах, лыжах или сноубордах, что мы и сделали. Спустились, я остановился, чтобы всех дождаться. И как раз в это время по рации сообщили, что один из наших ребят из второй группы, Лёша – провалился в трещину. Мы сначала даже не поняли – как на лыжах можно провалиться. Оказалось, что трещина была весьма широкая, и, как нам показалось, его просто Бог спас, так как он провалился на нижнюю снежную пробку, пролетев примерно 12 метров (это высота 4-этажного дома). И главное было в том, что мы оставались на связи. Повезло и в том плане, что вниз спускался ратрак, - трактор, который утрамбовавает трассу. Мы сообщили о происшедшем. Потом вдалеке увидели точки на белоснежном фоне, которые как раз и оказались нашими напарниками. Со временем прибыли спасатели, они успешно справились со своей задачей. А зачем идти там, где все ходят? – так, к сожалению, подумали эти ребята, и пошли, как оказалось, в самое опасное место…
- То есть всё запланированное вы в итоге выполнили? -Да, а потом мы ещё и Северную Осетию посетили, очень хорошо там походили по горам, поднимаясь вверх, чтобы затем спуститься вниз на лыжебордах. Но эти горы таят в себе определённую опасность, и я советую тем, кто занимается экстримом, предварительно посмотреть, что же эти горы представляют собой сначала без снежного покрова. То есть увидеть летний их рельеф, чтобы понять, что же находится под ними и под снегом. И я нашел такой участок, где раньше был ледник, он проваливается, а далее – огромнейший котлован в 30-40 метров, сверху он просто припорошен снегом. И если бы мы там оказались, то, не исключено, что остались там навсегда… А ещё запомнилось там одно место, где лежит огромнейший камень, на котором изображен Сталин. Причем, в тех местах его любят и уважают. Но всё это, к сожалению, находится сегодня в запустении, как будто, попадаешь в 80-е года прошлого века. Как тогда там всё было, так и осталось. А место очень красивое, но, к сожалению, не «раскрученное» для туристов.
Интервью записал председатель медиа-совета Олег Ткачев, фотоматериал из архива Вячеслава Морозова