Экспедиция проекта "Живое наследие" отправляется на Дальний Восток

Фото предоставлено проектом

Фото предоставлено проектом "Живое наследие"

Экспедиция проекта "Живое наследие" отправляется на Дальний Восток Экспедиция проекта "Живое наследие" отправляется на Дальний Восток

С 14 по 28 сентября 2020 года состоится экспедиция "Живое наследие. Дальневосточный экспресс". В путь по Транссибу отправляется группа общественных лидеров, журналистов и блогеров. Экспедицию организует проект "Живое наследие", который ставит своей задачей рассказать миру о культурном наследии России, собрать информацию о ранее неизвестных локальных культурных ценностях регионов, их сохранении и возрождении, возможностях путешествий по этим местам. "Дальневосточный экспресс" организуется при поддержке Фонда президентских грантов и Общественной палаты России. Партнёрами выступают Общенациональный союз индустрии гостеприимства, Русское географическое общество, Агентство социальной информации.

Фото предоставлено А.Н.Максимовым

Фото предоставлено А.Н.Максимовым

О самом проекте "Живое наследие" и предстоящей экспедиции читайте в интервью Андрея Максимова — члена Общественной палаты России, председателя экспертного совета корпоративной некоммерческой организации "Союз российских городов".

 Андрей Николаевич, расскажите, пожалуйста, в чём главная идея проекта "Живое наследие"?

— С одной стороны — это сохранение объектов культурного наследия, а ещё — ценностей, традиций, образов, всего того, что составляет нематериальное живое наследие. Задача — не только собрать все эти ценности и нанести их на карту. А ещё и в том, чтобы привлечь к ним общественный интерес, внимание туристов, инвесторов, волонтёров, то есть всех тех, кто может, по большому счёту, за собой привести ресурсы. И тогда сохранение культурного наследия становится мощнейшим инструментом развития отдалённых регионов страны.

Большая социальная миссия заключается в том, что много материальных и нематериальных ценностей в нашей стране находятся в состоянии риска, а в некоторых случаях — утраты. Совершенно очевидно, что за счёт государственных средств, бюджета, спасти можно немногое. Но когда тот или иной объект материального или нематериального наследия получает известность, становится "брендом" — это означает возможность спасти его за счёт притока средств от туризма и инвестиций. Нельзя и сбрасывать со счетов и интерес местных органов власти — просто они должны понимать ценность этого наследия. Когда объект становится знаменит, они готовы работать на него в гораздо большей степени, чем когда он безвестен.

Вот пример. Есть Кижи — место, которое знают все, включённое в реестр ЮНЕСКО. Там музей-заповедник, огромные средства вкладываются в него государством, приезжают тысячи туристов со всего мира. И есть мало кому известный, к сожалению, уникальный пятишатровый деревянный храм Живоначальной Троицы в Нёноксе, в Архангельской области. К нему даже подъехать невозможно. Храм находится, мягко говоря, в плачевном состоянии, хотя и реставрируется. Чтобы помочь ему, надо привлечь интерес посетителей, а власть заставить забеспокоиться.

Или другой пример — пошехонский сыр. Если бы вовремя было привлечено внимание к тому, что пошехонский сыр в городе Пошехонье не производится, завод закрыт, то наверняка нашлись бы неравнодушные люди, инвесторы, кто смог бы возродить это производство на уровне крафта, создать маленький музей, что-то ещё — и это явно имело бы спрос. Мы надеемся, что это сможет возродиться с нашей помощью.

Второй вопрос — возрождение нематериального наследия. Хороший механизм для этого — событийный туризм: народные праздники, фольклорные фестивали, многое другое.

 Ваш проект — это ещё и такое "практическое руководство" для путешественников?

— Ровно год назад (5 сентября) открылся наш портал «Живоенаследие.рф».  До его появления единого информационного ресурса о самом ценном, интересном и впечатляющем из того, что есть в стране, так и не было создано. В нынешнее время потенциальный турист, путешественник, когда ищет в интернете что-то интересное о неком регионе — он просто тонет в совершенно разрозненных сведениях. Мы же стремимся дать на своём портале комплексную информацию именно для туристов — какие объекты посмотреть, какими традициями славится это место, какие великие люди здесь жили, вплоть до особенностей местной кухни. Такого рода ресурса ранее в стране не было.

 Вы создали ещё одну замечательную вещь — реестр "ТОП-500" главных достопримечательностей нашей страны. Как у Вас это получилось?

- Мы начали с того, что с группой экспертов сформулировали критерии таких объектов. Такая получилась у нас "таблица Менделеева" для территориального маркетинга. Эти критерии, кстати, во многом отвечают критериям ЮНЕСКО. На основе этих критериев мы выбрали "ТОП-500" главных достопримечательностей нашей страны. Среди них есть и материальные, и нематериальные. Какие-то абсолютно известны, а какие-то мы стараемся вывести из безвестности. На первом этапе отбирали то, что уже получило национальную или глобальную известность, а на втором этапе, которым мы сейчас очень активно занимаемся, задействовали такую "крауд-платформу", через которую приглашаем, в первую очередь, местных подвижников заявить о таких локальных "магнитах", которые за пределы региона ещё не вышли. И дальше наша задача — показать их миру.

И сейчас мы видим, как такие локальные бренды отчасти благодаря нашему проекту или получают известность, или уже возрождаются. В Рязани, например, есть уникальная провинциальная "ВДНХ", интереснейший самобытный архитектурный комплекс. В 80-е годы он стал называться "торговый городок", в 90-х там был рынок. Всё начало ветшать, разрушаться, могло оказаться утраченным совсем. Но когда мы заявили о нем в "ТОП-500", на него обратили внимание. И уже День города там проводился, строятся планы как его восстанавливать.

Ещё пример. Когда полтора года назад мы включили в «ТОП-500» целый набор локальных брендов Дагестана, о них вообще мало кто знал за пределами региона. В том числе, о Сулакском каньоне — что это самый большой каньон Европы. А в этом году, в августе-сентябре — это просто хит сезона!

 Как относится к Вашей работе местная власть? И как Вы выстраиваете с ней свою работу?

— Если честно, то разговор с муниципалитетами о сохранении наследия часто происходит на уровне мировоззренческих позиций — мы добиваемся, чтобы они понимали, какие ценности у них есть, почему важно их не утратить, чтобы они хоть как-то работали с бизнесом,  принимали волонтёров, в конце концов. Тот же проект "Том Сойер Фест" — мы видели, как во многих городах они просто спасают конкретные объекты: ремонтируют фасады, и многое другое.

Если речь идёт о восстановлении каких-то объектов за счёт местного бюджета — это очень тяжёлая история. У них практически нет никаких денег на то, чтобы что-то восстанавливать и поддерживать — так уж устроен местный бюджет. Проблема и в том, что большинство таких объектов — часто не муниципальная собственность.

С недавних пор диалог с региональной властью активно ведётся в рамках конкурса городской среды малых городов и исторических поселений. В своё время идея проведения этого конкурса родилась на круглом столе в Общественной палате, то есть на нашей площадке. Минстрой взял её на вооружение, Президент поддержал, выделил на это деньги — вот только что завершился очередной конкурс. И этот механизм работает, например, в одном из наших городов нам удалось спасти от сноса самое старое здание города — просто мы с помощью экспертов обратили внимание муниципалитета на это. И это возымело действие.

 Расскажите, пожалуйста, о планах предстоящей поездки по Восточной Сибири и Дальнему Востоку.

— Планируется, что наша поездка продлится 10 дней. Стержнем её станет железнодорожный путь — Дальневосточный экспресс. Запланировано несколько остановок, но всё-таки это будут не только жёстко выстроенные маршруты. Когда мы выбирали объекты для "ТОП-500" культурных брендов страны, туда вошли, конечно, многие знаменитые объекты и символы этих регионов. Например, город Нерчинск и Албазинский острог, которые были центрами русского освоения Дальнего Востока. Там экспедиция сделает одну из своих остановок.

В Бурятии мы посетим Иволгинский дацан, старообрядческие села Десятниково и Тарбагатай, город Петровск-Забайкальский. В этой республике наш проект ранее "открыл" так называемую "Ставку Чингисхана" — скальный массив недалеко от Иволгинского дацана — природную смотровую площадку, выложенную естественными каменными плитами. Это не только живописный природный объект — это "место силы", с ним связаны народные поверья и легенды. Сам Иволгинский дацан очень знаменит, а об этом объекте за пределами Бурятии почти никто не знает. Для туристов — это совершенно уникальное место. И в этой поездке мы рассчитываем сделать ещё подобные открытия.

Закончится маршрут во Владивостоке. Этот город и сам регион Приморья — просто кладезь интереснейших объектов и материального, и нематериального наследия. Взять хотя бы образ "Владивосток-2000", с ним вообще интересная история. Вышедшая из Владивостока группа "Мумий Тролль" настолько стала местным символом, что жители города добились воплощения своего города на купюре в 2000 рублей — такая игра образов и понятий. Материализация народного нематериального символа в денежный знак. Других таких прецедентов в мире мы не знаем.

Конечно, мы понимаем, что 10 дней — это очень мало, это даже не "галопом по Европам" — это "галопом по Азиям", где расстояния гораздо больше.

 Что Вы ожидаете на выходе этого экспедиционного маршрута?

— Мы ожидаем, что и целенаправленно, а может быть и случайно, участники экспедиции найдут что-то, что пока отсюда из Москвы не видно. Того, что пока известно только жителям этих регионов, но представляет ценность для всех. Это одна из наших задач.

Мы ждём от участников нашей поездки большого количества интересных публикаций, нацеленных на продвижение туризма в Дальневосточном регионе.  Мы хотим продвинуть также и само путешествие по Транссибу — сделать из него туристический маршрут: удобный, вполне бюджетный и необыкновенно интересный. Мы сейчас отработаем его сами, и он у нас, вероятно, станет одним из брендовых, мы будем продвигать и показывать его на нашей платформе "Живоенаследие.рф".  Кстати говоря, туроператоры и Дальневосточная железная дорога могут взять его на вооружение, профессионально скомплектовать как организованный тур по железной дороге. Мы уже запланировали деловую встречу с их представителями.

 А сам Транссиб Вы рассматриваете как объект наследия? С его уникальными тоннелями, станциями, с его технологиями, с его культурным кодом?

— Транссиб у нас входит в "ТОП-500" культурных брендов России. Это и культурное, и транспортное, и промышленное, и технологическое наследие. Он, кстати, соответствует буквально всем критериям ЮНЕСКО. Это памятник потрясающих достижений человеческой цивилизации.

 Практикуете ли Вы обратную связь? После Вашей экспедиции будет много публикаций, вспышка общественного интереса. Но интерес пропадает так же быстро, как и появляется, как Вы будете его поддерживать?

 Вопрос в том, чтобы работа по поддержанию интереса была постоянной и системной. В 2019 году было более 2000 публикаций про наш проект — в основном в региональных СМИ. И мы видим хороший эффект — я уже рассказывал, как вырос интерес ко многим объектам. Коронавирус сильно скорректировал наши планы, но вот мы сейчас вновь отправляемся в путь, начинаем следующий этап работы.

По итогам таких поездок мы заявляем идеи различных новых маршрутов, на самом разном уровне продвигаем их. И для этого как раз мы сейчас завершаем работу над модулем "Маршруты" на нашем портале. С одной стороны, там будет сервис для того, чтобы все эти точки на карте потребитель мог собирать самостоятельно, составляя свой собственный маршрут, просчитывать время для путешествия, заранее знать, где и с чем столкнётся. Но мы и заявляем рекомендованные маршруты, которые ранее не были особенно раскручены. Путешествие по Транссибу относится как раз к таковым. Это может иметь эффект такого позитивного "социального вируса" — сегодня об этом никто не знал, завтра об этом узнает небольшая группа людей, а через полгода в путешествие отправятся многие.

 Возможно, именно в этом Вам может помочь РГО?

— Конечно! Это наша большая надежда, наши большие перспективы во взаимодействии с Русским географическим обществом. Мы рассчитываем, что РГО будет вместе с нами рассказывать о самых интересных местах России, привлекать внимание туроператоров. Авторитет Общества, безусловно, поможет гражданам нашей страны делать такие собственные "географические открытия".

Мы надеемся, что при этой поддержке органы власти — Минкультуры и Ростуризм, и региональные власти, и общественные лидеры — те, кто развивает регионы на некоммерческой основе, проникнутся идеей нашего проекта. И что туристический бизнес станет в скором времени вкладываться в то, что с нашей помощью уже получило импульс известности и привлекательности, и оказалось поддержано на самом высоком уровне.

 Кому же посчастливилось отправиться в нынешний путь по Транссибу?

На участие в проекте у нас был открытый конкурс журналистов и блогеров. Мы отобрали сейчас пять человек — больше мы не можем в силу ограниченности наших ресурсов. Но в эту маленькую команду вошли и блогеры, и профессиональные журналисты, в том числе Петр Скоробогатый, заместитель главного редактора журнала "Эксперт" — один из лучших журналистов-аналитиков. Некоторые наши участники — не только пишущие журналисты, но и хорошие фотографы. Мы хотим, чтобы стиль публикаций был не столько "глянцевым", сколько глубоким, интересным людям разных возрастов, жизненного опыта, опыта собственных путешествий. Чтобы люди были способны хотя бы намекнуть на тему "гения места", которая так важна и так неуловима.

 А что для Вас самого "гений места"?

— "Гений места" — это то, что привлекает внимание не столько внешним своим обликом, визуальностью. А то, что затрагивает потайные струнки души, причём и тех, кто там живёт, и тех, кто пришёл и увидел, и почувствовал, и получил эмоциональную связь. "Гений места" — вне времени. Как часы на городской башне, хотя все мы уже время узнаём со своих смартфонов. У нас в "ТОП-500" есть один такой пример — в городке Белорецке в Башкирии все знают заводской гудок — последний заводской гудок, который регулярно звучит в России. У жителей там с ним связано всё — от рождения до смерти. Этот звук настолько трогает за душу, что начинаешь понимать — что бы там ни было с заводом — это должно жить, сохраняться. Это и есть "гений места". Это составляет основу идентичности для той или иной точки на планете.

Большое спасибо! Удачи в пути!

Беседовала Екатерина Головина