Экспедиция РГО и Северного флота ищет в Арктике ледокол "Вайгач"

Фото: Леонид Круглов
Ледокол "Илья Муромец". Фото: Леонид Круглов

В настоящее время в Арктике проходит экспедиция Русского географического общества и Северного флота. Её участники ищут на арктических архипелагах уникальные артефакты, отражающие историю освоения полярного региона. О ходе экспедиции рассказал её участник, режиссёр-документалист, член медиагруппы РГО Леонид Круглов.   

Леонид Круглов рассказал, что до сих пор погода благоволила экипажу ледокола "Илья Муромец". Так, переход по Карскому морю от Cевероморска до Диксона, а после — до Дудинки прошёл практически без шторма. Это позволило участникам экспедиции подготовиться к будущей работе по поиску легендарного ледокольного парохода "Вайгач", затонувшего в Енисейском заливе в 1918 году. 

"Каждый день хорошей погоды мы использовали, чтобы готовиться к плановой работе. Поскольку на днях нам предстоит выйти в устье Енисея и начать искать легендарный ледокол "Вайгач", мы тестировали подводную технику — дроны, эхолоты, магнитометры и другое снаряжение, связанное с водолазными работами. Мы убедились, что техника работает отлично, установили её на катер", — рассказал Леонид Круглов. 

vaygach.jpg

Ледокол "Вайгач". Фото с сайта wikipedia.org
Ледокол "Вайгач". Фото с сайта wikipedia.org

Пароход "Вайгач" с водоизмещением 1359 тонн и длиной 60 метров был построен рабочими Невского судомеханического завода. В качестве двигателя использовалась паровая машина тройного расширения, выдававшая 1200 лошадиных сил. Максимальная скорость, с которой двигалось судно, составляла 9 узлов. Эксплуатация парохода началась в 1909 году. Его первым капитаном стал Александр Колчак. 

Главное достижение ледокола "Вайгач" — гидрографическая экспедиция по Северному Ледовитому океану, начавшаяся в 1910 году и продолжавшаяся пять лет. Для изучения территории были направлены два ледокола — "Вайгач" и "Таймыр". Руководителем экспедиции стал Борис Вилькицкий. Экспедиция детально описала побережье Восточной Сибири и близлежащих островов, собрала ценные данные о течениях, льдах и климате. В 1913 году команда ледоколов открыла Землю Николая II (сейчас — Северная Земля). 

Интересно, что наряду с ледоколом "Таймыр", в 1914–1915 годах "Вайгач" стал первым судном, прошедшим Северным морским путём из Владивостока в Архангельск. 

Леонид Круглов даёт осторожно-оптимистичные прогнозы по поиску ледокола "Вайгач". Член медиагруппы РГО считает, что найти место гибели судна нетрудно. 

"Хорошо известна скала, о которую разбился "Вайгач". Главная задача — найти рядом со скалой корму именно этого судна, так как там может лежать сразу несколько кораблей. Скала очень опасная — она на полтора метра скрыта под водой, и, соответственно, корабли, идущие вдоль берега, просто её не замечают и разбиваются. Так что нам предстоит идентифицировать среди затонувших кораблей "Вайгач", — отметил Леонид Круглов. — Течения там сильные, вода мутная, поэтому ранее у водолазов, которые уже пытались искать корабль, ничего не получалось. Но мы тщательно подготовились, взяли самое лучшее оборудование. Надеемся найти корму ледокола, прочитать на ней надпись "Вайгач", обнаружить герб царской России".

foto_andrey_kamenev_ok.jpg

Белуха. Фото: Андрей Каменев
Белуха. Фото: Андрей Каменев

Что касается других исследований, то, по словам Леонида Круглова, научная группа экспедиции проводит ежедневный мониторинг арктических животных. 

"Мы уже встречали редких китов — финвалов и белух. Две белухи в заливе порта Диксон даже оказали нам помощь — нагнали стаю омуля. За полчаса одной удочкой мы наловили целый мешок рыбы, которую вся команда с удовольствием съела на ужин", — рассказал Леонид Круглов.

Напомним, что комплексная экспедиция Русского географического общества и Северного флота на арктические архипелаги стартовала 5 августа из Североморска. Экспедиция следует по маршруту великих полярных исследователей Владимира Русанова и Эдуарда Толля. Учёные РГО и военные попытаются найти уникальные артефакты, отражающие историю освоения Арктики, и дополнить знания о её первопроходцах.

В составе экспедиции — два отряда. Первый вышел 5 августа из Североморска на ледоколе "Илья Муромец". Он повторит маршрут первой Русской полярной экспедиции барона Толля 1900–1902 годов — пройдёт вдоль северных берегов Таймыра до острова Беннетта. В его составе — учёные, поисковики, историки и медиагруппа РГО. 

Второй отряд экспедиции отправился 10 августа на морском буксире МБ-12. Он обследует прибрежную территорию Новой Земли. Участники экспедиции обойдут Северный остров по маршруту Русанова, который в 1910 году первым из русских учёных прошёл там на яхте "Дмитрий Солунский".