Экспедиция РГО обследовала первую железную дорогу в Якутии

Паровоз узкоколейной железной дороги в п. Зырянка. Фото предоставлено М.В. Поповой
Паровоз узкоколейной железной дороги в п. Зырянка. Фото предоставлено М.В. Поповой

Экспедиционная группа под руководством члена РГО Виктора Викторовича Омукова обнаружила паровоз, который датируется 30-ми годами прошлого века, в поселке Зырянка Верхнеколымского улуса. В период существования ГУЛАГа, трест "Дальстрой" НКВД РСФСР занимался добычей угля на Верхней Колыме. Для перевозки угля и рабочих была построена железная дорога между поселками Зырянка и Угольное протяженностью около 70 км., ставшая первой железной дорогой на территории современной Якутии.

whatsapp_image_2023-10-23_at_15.17.21.jpeg

Строительство железной дороги в Зырянке. Фото предоставлено М.В. Поповой
Строительство железной дороги в Зырянке. Фото предоставлено М.В. Поповой

На данный момент в Зырянке сохранились железнодорожный вокзал и остатки рельсов, однако сам паровоз был утерян. Недавно, при участии КП РС "Дороги Арктики", удалось раскопать остатки паровоза из-под грунта. По остаткам и фотографиям паровоза можно сделать вывод, что это был узкоколейный паровоз 157, одна из первых моделей паровозов в СССР. Примерно 200 таких паровозов было выпущено. На сегодняшний день в России сохранилось всего три экземпляра этой модели, которые стоят в Челябинске, Екатеринбурге и в Нижегородской области в качестве памятников.

Костяк экспедиции составляют специалисты Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Исследование первой железной дороги продолжается, также идут съемки документального фильма.

Евгений Горохов