Эксперт РГО несколько дней жил на необитаемом острове среди медведей

Николай Спижевой на фоне острова Чакмут
Николай Спижевой на фоне острова Чакмут

Эксперт Русского географического общества Николай Спижевой испытал себя в роли Робинзона. Он жил несколько дней на необитаемом острове в Татарском проливе среди медведей – в Амурском лимане у берегов Хабаровского края, недалеко от отдалённого посёлка Лазарев, что в Николаевском районе.

Известный археолог рассказал корреспонденту газеты "Приамурские ведомости", зачем ему понадобилось добровольное заточение и какое отношение эта робинзонада имеет к программе "Дальневосточный гектар".

Дальневосточный гектар – робинзонада для туристов

Есть на карте Хабаровского края затерянный в море клочок суши. Остров со странным именем Чакмут. Огромная скала с плоской, поросшей лесом вершиной соединена с материком каменистой отмелью. Во время отлива она обнажается и по ней можно попасть на остров почти посуху.

– Я подозреваю, что именно с этой особенностью и связано название Чакмут. Когда идёшь по неглубокому перешейку, видно неглубокое дно, а из-под ног раздаются характерные звуки "чак-мут". Хотя названия островам в этих краях давали коренные жители – нивхи. Возможно, знающие язык дадут другое объяснение имени острова, – говорит Николай Спижевой.

peresheek.jpg

Перешеек
Перешеек

Именно этот клочок суши по программе "Дальневосточный гектар" оформил на себя успешный московский предприниматель Нарек Оганисян. Казалось бы, зачем ему мог понадобиться необитаемый остров среди холодного моря? Сельским хозяйством заниматься тут не позволяет климат, ловить рыбу из-за мелководья в ближайшей акватории не имеет смысла. Свою идею москвич ещё в прошлом году объяснил информационной службе Russia Today.

– У меня будет три направления туристического бизнеса: туристический квест, экотуризм и робинзонада. Если говорить о робинзонаде, это достаточно необычный вид туризма. Человеку предлагается возможность попасть на необитаемый остров и испытать себя в роли Робинзона Крузо: что со мной будет, как буду себя чувствовать на необитаемом острове, научусь ли  добывать еду, огонь, воду, смогу ли поймать рыбу, сварить уху, возвести шалаш своими руками... Вот такая идея, – говорит Нарек Оганисян. – На самом деле, это необычное, интересное приключение. Аналогов в мире не так много. Ну, по крайней мере,  искал, много не нашёл, где бы такое предлагалось. И я решил: а почему бы у нас, на Дальнем Востоке, не сделать такое на этом острове?

У Чакмута уже есть свой сайт, где объясняется, как туда добраться и чем эта земля может быть привлекательна для желающих испытать себя жизнью на необитаемом острове: абсолютно первозданная природа, но при этом до крупного посёлка Лазарев всего-то 13 километров.

Перед тем как запустить проект, его нужно испытать. Это согласился сделать познакомившийся после переезда в западную часть страны известный хабаровский археолог, исследователь и эксперт РГО Николай Спижевой.

Остров испытания

В Хабаровском крае Николая Спижевого знают как неутомимого исследователя и подвижника науки. Он участвовал в изучении уникального озера Мухтель на севере региона, где обитают одноглазые караси, нашёл точное место зимовки команды открывшего островной статус Сахалина и судоходность устья Амура морехода XIX века Геннадия Невельского на Петровской косе, реконструировал и сплавлялся по Амуру на судах прошлого, воссоздал в окрестностях села Сикачи-Алян деревню дальневосточных аборигенов различных эпох прошлого.

Опытный таёжник легко согласился стать первым Робинзоном на необитаемом острове Чакмут. К тому же путь до посёлка Лазарев ему был уже хорошо знаком. В прошлом году он установил пока единственный памятник в этом населённом пункте одному из русских первооткрывателей Антарктиды Михаилу Лазареву, в чью честь и назван посёлок.

– У меня было очень много вещей. В Лазарев добрался на маршрутке. Многие местные зарабатывают, выполняя рейсы до Хабаровска и обратно в посёлок. Здесь меня уже ждали. Большая благодарность за содействие начальнику Лазаревского участка нефтепровода Андрею Кузнецову, Алексею Пяткову и Андрею Хапатько. Они на лодке доставили меня на остров Чакмут. Заблаговременно сделали запас пресной воды. На острове источников нет. Зато есть связь. Туда добивает сигнал вышка из Лазарева. Помощь в случае чего вызвать можно. Телефон заряжал от солнечной батареи, – рассказывает Николай Спижевой.

Один среди медведей

– Я стал первым Робинзоном, который высадился на этом острове. Мне нужно было разведать нюансы, с которыми столкнутся туристы, которые будут приезжать на Чакмут впоследствии, – уточнил путешественник.

lager.jpg

Лагерь Николая Спижевого на острове Чакмут
Лагерь Николая Спижевого на острове Чакмут

С первым "нюансом" Николай Спижевой столкнулся в первый же день пребывания на острове.

– Я сразу понял, что страна "Чакмутия" – это настоящий медвежий угол. Их сюда с материка как магнитом манит. Время от времени море выбрасывает на берег острова туши павших нерп – это лакомство для косолапых. По мелководному перешейку они как в столовую туда ходят. А перемычка эта образуется два раза в сутки с каждым отливом. Палатку я поставил в самом начале тропы. Расчёт был, что зверь, который пошёл на остров, учует запах человека и из осторожности повернёт назад. Но первую ночь я провёл с медведем, который ранее пришёл на Чакмут. Зверь затаился. Дождался отлива. И ночью тихо-тихо мимо моей палатки прокрался. Но всё равно меня разбудил. В воду он с таким шумом плюхнулся, отлив только-только начинался, – смеётся Николай Спижевой. – А если серьёзно, ошибкой было поселиться там одному. Нужно как минимум двое, чтобы не было тревожного сна, когда спишь и прислушиваешься, нет ли поблизости хозяина тайги. Как-то днём заметил медведицу с медвежонком. Промышляла на берегу бухты. Я мигом в палатку, взорвал две петарды, чтобы дать ей понять, что она не одна на острове. Ушли.

В любом случае, путешественники на остров Чакмут должны брать с собой отпугивающие крупных хищников средства. Подойдёт продающийся в любом магазине охотничьих товаров фальшфейер.

Остров современных пиратов

Обследовав остров, Робинзон понял, что Чакмут не всегда был необитаемым. В чаще леса он обнаружил останки кирпичной печи. Когда-то тут стоял капитальный дом. Вокруг – давнишние следы браконьерского стана. Дело в том, что в здешних водах водится царь-рыба – калуга. Осетровые к вылову запрещены. Но, видимо, скалу среди моря браконьеры использовали в качестве тайной базы заготовки чёрной икры и деликатесной рыбы.

ostanki_pechi.jpg

Останки кирпичной печи
Останки кирпичной печи

– Как позже выяснил, этот домик официально построили лесники для надзора за пожарной обстановкой. Но, как я понимаю, это было прикрытием для того, чтобы нелегально добывать калугу. Рядом я нашёл следы капитальной коптильни, где браконьерскую рыбу готовили, – объясняет Николай Евдокимович.

Робинзонада Николая Спижевого в стране "Чакмутия" продлилась чуть меньше недели. Доставившие его на остров жители Лазарева по телефону посоветовали путешественнику свернуть экспедицию. На район надвигался сильнейший циклон. Ветер подул с такой силой, что сорвал крышу с нехитрого жилища Робинзона. К тому же, сорвавшись со скалы, турист-экстремал получил несерьёзную, но все-таки травму ноги.

– Эвакуировали меня на материк по отливу на вездеходе-самоделке с огромными колёсами. Порывистый ветер нагонял такую волну, что перешеек, который обычно обсыхает с уходом моря, оставался покрытым водой. Отмечу,  друзья подготовились к моей эвакуации очень тщательно. Всё сделали профессионально. Уже на суше ехали по бывшей разбитой просеке. В конце концов не выдержал диск переднего колеса – разлетелся. Полная темнота, но по их просьбе оперативно приходит другая машина, меня пересаживают, и она же доставляет сменное колесо, которое немаленькое. Всё это проходит чётко, слаженно – взаимовыручка у лазаревцев на высоте, – говорит Робинзон Николай.

Уникальный край

Конечно, такой отдых понравится далеко не каждому туристу. На Чакмуте нет пляжей у тёплого моря. Зато есть неповторимая природа. По словам Николая Спижевого, местные пейзажи практически неотличимы от знаменитых Шантарских островов. Только до них добираться нужно на дорогостоящем вертолёте, заручившись официальным разрешением заповедника. Чакмут же куда доступнее туристам с точки зрения транспорта.

na_ostrove_chakmut.jpg

На острове Чакмут
На острове Чакмут

– Я опытный полевик. Каждое лето проводил в археологических экспедициях. Но вы знаете, в 72 года испытать такой драйв, какой я почувствовал на острове Чакмут, такого со мной не случалось. Я невероятно благодарен судьбе, что мне удалось совершить эту робинзонаду. Я в восторге от того, что испытал. Скажу так: ребята, имеющие опыт жизни в тайге, приезжайте на этот остров, не пожалеете, – резюмировал Николай Спижевой.

Даниил ГОРЧАКОВ

Николаевский район

Фото Николая Спижевого

Газета "Приамурские ведомости", 2019 г., №25