head-bg-picture

Эксперты откроют тайны гибели корабля, перевозившего ленд-лизовские грузы

Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО

Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО

Эксперты откроют тайны гибели корабля, перевозившего ленд-лизовские грузы Эксперты откроют тайны гибели корабля, перевозившего ленд-лизовские грузы

Красноярские учёные в рамках экспедиции "Енисей – Арктика", организованной при поддержке Красноярского краевого отделения Русского географического общества и Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнёва, исследуют погибший в 1943 году в Карском море сухогруз "Тбилиси". Экспедиция запланирована на июль-август 2019 года.

Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО

Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО

Справка:

Грузовой пароход "Тбилиси" (1912 года постройки) погиб в сентябре 1943 года в районе Крестовских островов в Енисейском заливе. По одной из версий, он подорвался на мине. Взрыв произошёл между вторым и третьим трюмами и снёс носовую мачту. Капитан пытался посадить судно на мель, но оно затонуло на глубине около 12 метров. Погибли два члена экипажа. Остальных удалось спасти.

Сведения относительно данного каравана, куда входил ещё транспорт "Свияга" и тральщик T-896, противоречивы – по одним сведением, судно шло из Дудинки в Диксон, куда везло груз угля, по другим – из Дудинки через Диксон в Архангельск, куда везло уголь и руду Норильского комбината.

"Для Красноярского края это очень важный экспедиционный проект, который позволит дополнить историческую память о событиях Великой Отечественной войны. В 2020 году, в год юбилея Победы в Великой Отечественной войне, мы проведём памятные мероприятия на месте гибели сухогруза. А сейчас используем возможности для изучения самого судна", –отмечает председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко.

Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО

Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО

"До сих пор не выяснено точно, затонул ли "Тбилиси" от мины или был торпедирован немецкой субмариной. В поисковой операции будем использовать гидролокатор бокового обзора, также предполагается погружение водолазов – мы хотим определить характер повреждений судна", – говорит руководитель Норильского местного отделения РГО Олег Костин.

Специалисты исследуют район затопления судна при помощи подводной робототехники и аквалангистов из норильского клуба дайверов. Первым делом необходимо определить точное местоположение судна и получить его акустическое изображение.

Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО

Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО

Данная работа будет не только интересна с точки зрения исторической науки и новых сведений о действиях кригсмарине в Карском море и устьях сибирских рек, но и с точки зрения патриотического воспитания.

Красноярский край – самый восточный регион страны, где велись военные действия. В годы Великой Отечественной войны Карское море стало одним из театров боевых действий. Через него осуществлялись перевозки стратегических грузов, которые стремились прервать гитлеровцы. В море действовали германские подводные лодки, нападавшие на конвои и минировавшие пути. В 1942 году немецкий тяжёлый крейсер "Адмирал Шеер" даже атаковал Диксон – арктический порт в Красноярском крае, но атака была отбита немногочисленным гарнизоном.

Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО

Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО

"Место, где затонул "Тбилиси", известно. Наша задача – обследовать судно с помощью современного гидролокатора. А аквалангисты, в свою очередь, планируют спуститься под воду, чтобы поднять на поверхность возможные находки, например рынду", – сказал руководитель экспедиции, член РГО Александр Гончаров. 

"Предстоит серьёзная работа в архивах для установления истинного маршрута "Тбилиси". Изучение останков судна и содержимого его трюмов также позволит ответить на многие вопросы. Следует отметить, что "Тбилиси" имел внушительный опыт хождения в полярных конвоях в годы Великой отечественной войны и было участником конвоев PQ-9, PQ-18, QP-8, QP-15, JW-53", – отмечает Александр Гончаров.

Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО

Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО

Цель экспедиции "Енисей – Арктика" на ближайшие годы – исследование акватории реки Енисей и Енисейского залива при помощи гидроакустических систем. Это позволяет исследователям детально изучить дно Енисея. В рамках экспедиции в 2018 году в устье реки Сальная Курья удалось исследовать останки английской полярной паровой шхуны "Темза" (Thames). Это легендарный корабль, построенный в 1847 году в Англии и затонувший на Енисее в 1878-м.

Материалы по теме
Все
Видеогалерея
Новости
Статьи и репортажи
05 марта 2024
Историю легендарного лыжного батальона рассказали на встрече в московской Штаб-квартире РГО
15-летние поиски стали настоящим историческим расследованием
Подробнее
21 июля 2023
Правнучке героя Алсиба вручили памятный жетон из металла самолёта её прадеда
Подробнее
09 мая 2023
Отнять у пучины "Персея": экспедиция Северного флота и РГО нашла судно-легенду
Подробнее
20 февраля 2023
Экспедиция РГО вывезла с Камчатки фрагменты трёх американских самолётов
Подробнее
18 января 2023
Поиск затонувших кораблей в Арктике: итоги второго сезона экспедиции "Помни войну"
Подробнее
17 ноября 2022
В Красноярске возложили цветы к братской могиле лётчиков-героев
Акция краевого отделения РГО посвящена юбилею трассы Алсиб
Подробнее
27 сентября 2022
Как мы искали самолёты Алсиба. Послесловие
Подробнее
26 сентября 2022
Как мы искали самолёты Алсиба. Часть девятая. Верхоянский Робинзон Крузо
Подробнее
Показать еще Загрузка