head-bg-picture

Эксперты РГО помогут проложить новую железнодорожную линию между ЯНАО и Красноярским краем

Фото предоставлено участниками экспедиции

Фото предоставлено участниками экспедиции "Трансполярная магистраль"

Эксперты РГО помогут проложить новую железнодорожную линию между ЯНАО и Красноярским краем Эксперты РГО помогут проложить новую железнодорожную линию между ЯНАО и Красноярским краем

Стартовал основной этап географической экспедиции Русского географического общества "Трансполярная магистраль". Его участники продолжат исследования перспективного маршрута железной дороги в Ямало-Ненецком автономном округе и на севере Красноярского края в направлении Коротчаево – Игарка – Норильск, начатые в марте 2019 года.

Фото предоставлено участниками экспедиции

Фото предоставлено участниками экспедиции "Трансполярная магистраль"

Строительство железной дороги на участке Коротчаево – Игарка – Норильск началось в 1949 году. По плану, железнодорожное полотно должно было пересечь реки Пур, Таз, Турухан и Енисей, подняться на север до Игарки и оттуда до Норильска. Необходимость дороги объяснялась экономическими и стратегическими предпосылками: создание транспортного коридора должно было облегчить освоение северных территорий, богатых полезными ископаемыми. Строительство трассы осуществлялось силами заключённых под руководством Главного управления лагерного железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) СССР и на этом участке получило название "Строительство № 503". После смерти Иосифа Сталина в 1953 году строительство остановили, а построенные участки железной дороги забросили.

Фото предоставлено участниками экспедиции

Фото предоставлено участниками экспедиции "Трансполярная магистраль"

В экспедиции, рекогносцировочный этап которой прошёл весной текущего года, принимают участие специалисты РГО, Экспедиционного центра Минобороны России, Российского университета транспорта, Военно-топографического управления Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, Сибирского экспедиционного центра и Российского центра освоения Арктики.

Фото предоставлено участниками экспедиции

Фото предоставлено участниками экспедиции "Трансполярная магистраль"

В ходе полевых работ участники экспедиции установят посты геотермического мониторинга для сбора данных об изменении температур грунта вдоль трассы на разных глубинах, оценят изменения ландшафта, определят и нанесут на электронную карту характерные точки маршрутов. Полученные в ходе экспедиции данные лягут в основу рекомендаций о вариантах и способах строительства перспективной железнодорожной магистрали.

Фото предоставлено участниками экспедиции

Фото предоставлено участниками экспедиции "Трансполярная магистраль"

Геотермический мониторинг предполагает проведение длительных измерений в талых и мёрзлых грунтах, результаты которых, вместе с результатами изучения свойств самих грунтов, позволяют получить комплексную характеристику геологической среды в районе прохождения перспективных железнодорожных трасс. Мониторинг предполагает организацию сети площадок, со скважинами глубиною до 7 метров, из которых отбираются образцы грунтов и в которые закладываются термометрические датчики с автономной регистрирующей аппаратурой.

Фото предоставлено участниками экспедиции

Фото предоставлено участниками экспедиции "Трансполярная магистраль"

Проект трансполярного железнодорожного коридора вновь обретает актуальность в наши дни. Магистраль до Норильска может стать продолжением проекта Северного широтного хода, который пройдёт от станции Обская до станции Коротчаево. Развитие железнодорожных линий в этом направлении позволит связать с Большой землёй населённые пункты и центры месторождений углеводородного сырья, расположенные на севере Ямало-Ненецкого автономного округа и Красноярского края. Кроме того, продление железнодорожного пути обеспечит возможность круглогодичных наземных подходов к портам Дудинка и Игарка, являющимся перевалочными пунктами на трассе Северного морского пути, и к Норильскому промышленному району.