Эксперты РГО помогут проложить новую железнодорожную линию между ЯНАО и Красноярским краем

Фото предоставлено участниками экспедиции "Трансполярная магистраль"
Фото предоставлено участниками экспедиции "Трансполярная магистраль"

Стартовал основной этап географической экспедиции Русского географического общества "Трансполярная магистраль". Его участники продолжат исследования перспективного маршрута железной дороги в Ямало-Ненецком автономном округе и на севере Красноярского края в направлении Коротчаево – Игарка – Норильск, начатые в марте 2019 года.

img_0450.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции "Трансполярная магистраль"
Фото предоставлено участниками экспедиции "Трансполярная магистраль"

Строительство железной дороги на участке Коротчаево – Игарка – Норильск началось в 1949 году. По плану, железнодорожное полотно должно было пересечь реки Пур, Таз, Турухан и Енисей, подняться на север до Игарки и оттуда до Норильска. Необходимость дороги объяснялась экономическими и стратегическими предпосылками: создание транспортного коридора должно было облегчить освоение северных территорий, богатых полезными ископаемыми. Строительство трассы осуществлялось силами заключённых под руководством Главного управления лагерного железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) СССР и на этом участке получило название "Строительство № 503". После смерти Иосифа Сталина в 1953 году строительство остановили, а построенные участки железной дороги забросили.

img_20191001_121653.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции "Трансполярная магистраль"
Фото предоставлено участниками экспедиции "Трансполярная магистраль"

В экспедиции, рекогносцировочный этап которой прошёл весной текущего года, принимают участие специалисты РГО, Экспедиционного центра Минобороны России, Российского университета транспорта, Военно-топографического управления Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, Сибирского экспедиционного центра и Российского центра освоения Арктики.

img_20190923_145712.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции "Трансполярная магистраль"
Фото предоставлено участниками экспедиции "Трансполярная магистраль"

В ходе полевых работ участники экспедиции установят посты геотермического мониторинга для сбора данных об изменении температур грунта вдоль трассы на разных глубинах, оценят изменения ландшафта, определят и нанесут на электронную карту характерные точки маршрутов. Полученные в ходе экспедиции данные лягут в основу рекомендаций о вариантах и способах строительства перспективной железнодорожной магистрали.

img_20190924_113117.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции "Трансполярная магистраль"
Фото предоставлено участниками экспедиции "Трансполярная магистраль"

Геотермический мониторинг предполагает проведение длительных измерений в талых и мёрзлых грунтах, результаты которых, вместе с результатами изучения свойств самих грунтов, позволяют получить комплексную характеристику геологической среды в районе прохождения перспективных железнодорожных трасс. Мониторинг предполагает организацию сети площадок, со скважинами глубиною до 7 метров, из которых отбираются образцы грунтов и в которые закладываются термометрические датчики с автономной регистрирующей аппаратурой.

img_20190926_154545.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции "Трансполярная магистраль"
Фото предоставлено участниками экспедиции "Трансполярная магистраль"

Проект трансполярного железнодорожного коридора вновь обретает актуальность в наши дни. Магистраль до Норильска может стать продолжением проекта Северного широтного хода, который пройдёт от станции Обская до станции Коротчаево. Развитие железнодорожных линий в этом направлении позволит связать с Большой землёй населённые пункты и центры месторождений углеводородного сырья, расположенные на севере Ямало-Ненецкого автономного округа и Красноярского края. Кроме того, продление железнодорожного пути обеспечит возможность круглогодичных наземных подходов к портам Дудинка и Игарка, являющимся перевалочными пунктами на трассе Северного морского пути, и к Норильскому промышленному району.