head-bg-picture

Эль-Ниньо, укус акулы и жара: кругосветка РГО достигла Таити

Таити. Фото: Станислав Берёзкин

Таити. Фото: Станислав Берёзкин

Эль-Ниньо, укус акулы и жара: кругосветка РГО достигла Таити Эль-Ниньо, укус акулы и жара: кругосветка РГО достигла Таити

Ранним утром 5 июня катамаран кругосветной экспедиции Томского областного отделения Русского географического общества бросил якорь в бухте Таити — главного острова Французской Полинезии. Переход сюда от архипелага Гамбье в юго-восточной части Туамоту занял у Евгения Ковалевского, Станислава Берёзкина, Андрея Черепанова и Калеба Хары Гарате 20 дней. Эти без малого три недели были наполнены трудами и приключениями: судно атаковала акула, экипаж боролся с погодой и поломками, решал проблемы, находил следы русских кругосветчиков и новых друзей.

С острова Мангарева в архипелаге Гамбье кругосветчики вышли 17 мая. Практически сразу по погоде стало ясно, что катамаран попал в зону влияния природного феномена Эль-Ниньо, одной из фаз так называемой Южной осцилляции — явления, оказывающего существенное влияние на климат Земли. При его возникновении область нагретых приповерхностных вод смещается к востоку, ослабляя или вовсе "останавливая" пассаты — ветра, которые круглый год дуют из тропиков в направлении экватора. Одновременно с этим в восточной части Тихого океана ослабляется и апвеллинг — подъём глубинных вод к поверхности.

Из-за этого вместо постоянно дующих юго-восточных пассатов мы получили "погодную кашу". Пришлось провести неделю на острове Мангарева, а потом очертя голову рваться на северо-запад в надежде обогнать неожиданно возникающие атмосферные вихри. К счастью, траектории этих вихрей можно угадать. Но так бывает не всегда, — рассказал капитан катамарана Станислав Берёзкин.

Андрей Черепанов держит курс на остров Хао. Фото: Станислав Берёзкин

Андрей Черепанов держит курс на остров Хао. Фото: Станислав Берёзкин

У экипажа было два варианта начала плавания: отправиться по прямой в 220 миль на остров Нукутаваке с крошечной гаванью и без связи или попробовать прорваться на север до 18-й параллели, к большому атоллу Хао на полпути к Таити.

Второй вариант был предпочтительнее, но до Хао 350 миль по прямой и не совсем понятно, сколько не по прямой. Всё-таки решаем рискнуть, — пояснил Берёзкин.

Первые два дня дул слабый юго-восточный ветер. Катамаран Russian Ocean Way — Tion, похоже, первый раз за свою жизнь нёс полные паруса. К вечеру второго дня кругосветчики достигли атолла Марутеа. Именно здесь по прогнозу должны были начаться погодные чудеса.

Ветер стих, натянуло облачность, атолл обходили несколько часов. А ночью начались шквалы — не сильные, но пугающие. Сначала справа образовывается маленькая тучка, через 15 минут она превращается в разлапистого монстра, который пытается забросить свою руку вперёд по нашему курсу. Но врёшь, не достанешь! Мы проскочим, а ты рассосёшься и выпадешь дождём за нашей кормой. Когда такое происходит, трудно удержаться и не показать исчезающей тучке язык, — признался Берёзкин.

В пути возникает несколько напряжённых ситуаций. К атоллу Хао подошли за два часа до рассвета при отвратительном прогнозе: с минуты на минуту должен был подняться сильный северо-западный ветер.

А мы как на ладошке. Я попытался убавить обороты, а заслонка "закисла". По привычке прокрутил ручку вправо-влево, но оборотов много. И вдруг рвётся подъёмная таль двигателя и мотор с радостным рёвом улетает под палубу. В последний момент я успеваю выдернуть чеку и заглушить его. Ветра маловато, волны многовато, катамаран идёт прямиком в сторону рифов у атолла. Хорошо, что до них миль шесть, скорость — узла два, время есть, — рассказал Берёзкин.

Путешественникам пришлось в спешке пройти настоящий квест, чтобы добраться до проблемного места конструкции. Они убрали спасательный плот и даже разрезали палубу.

Старую таль долой, новую завёл — не поднимает. Вынул верёвку, провёл заново. Ура, получилось! Стартую, мотор ревёт на максимальных оборотах, скидываю капот, шевелю рычаг заслонки, обороты в норме. Капот на место, поехали! — рассказал Станислав Берёзкин.

Перед заходом в лагуну огромный кит махнул кругосветчикам своим хвостом на фоне рассвета. Хороший знак!

На острове Хао. Фото: Станислав Берёзкин

На острове Хао. Фото: Станислав Берёзкин

Отшвартовались на заброшенной военной базе, а через полчаса пришёл циклон. Но я показал ему язык: не успел, не успел! — пошутил Берёзкин.

Атолл Хао с его лагуной, одной из крупнейших во Французской Полинезии, — место довольно известное. В начале 1960-х годов здесь появилась передовая по тем временам инфраструктура: аэродром, дорога длиной в целых 15 км, жилые дома, резервуары для пресной воды, лаборатории и многое другое. Строительство было связано с испытаниями Францией ядерного оружия. Центр слежения за атомными взрывами демонтировали относительно недавно — в 1998 году.

На территории этой базы мы сейчас и стоим. До бывших ядерных полигонов на атоллах Муруроа и Фангатауфа — около 250 морских миль. Это чуть больше двух суток пути для нашего катамарана, — рассказал научный руководитель экспедиции Евгений Ковалевский.

Сейчас на Хао живут не более 1 тыс. человек. В основном здесь занимаются выращиванием жемчуга и рыбной ловлей. Примечательно, что русских здесь помнят: более 200 лет назад, в июле 1820 года, атолл посетила российская антарктическая экспедиция под руководством Беллинсгаузена и Лазарева.

Отношение к нам хорошее. Но вчера произошёл инцидент: местные сказали, что причал, у которого мы стоим, принадлежит пиццерии. Если мы хотим стоять здесь, то должны сделать заказ. Выручили нас соседи — голландцы и американцы. Они сделали заказ и устроили нам "вечер вопросов и ответов с кофе". Беседа прошла в тёплой дружественной обстановке, мы привычно рассказали об экспедиции, русских кругосветках, России и Сибири. Ну и съели всю заказанную пиццу, разойдясь уже лучшими друзьями, — отметил Евгений Ковалевский.

Островитянин, живущий неподалёку от стоянки катамарана, признался, что имеет далёкого русского предка, но ничего не знает ни о нём, ни о России. Возможно, он потомок одного из участников экспедиции Беллинсгаузена, добавил Ковалевский.

Евгений Ковалевский. Фото: Станислав Берёзкин

Евгений Ковалевский. Фото: Станислав Берёзкин

После крайне холодного "южного лета" у берегов Аргентины кругосветчики сейчас страдают от жары "суровой полинезийской зимой". Минимальная температура здесь +25 °С. В таких довольно трудных условиях удалось провести текущий ремонт катамарана.

Утром 25 мая перед стартом на Таити Калеб подкачивает баллоны буквально до звона, и в этот момент из-под днища катамарана вырывается фонтан воздушных пузырей. Если швы ткани деградировали, это большая проблема. Приходится надеть маску и нырять.

Слава богам, это порез. Причём характерной круглой формы — след зубов хорошо знакомой нам зверюги. Это маленькая глубоководная акула из рода светящихся, известная своим умением выкусывать куски плоти из китов и даже части обшивки подводных лодок. Иногда она пытается делать это и с надувными баллонами. Несколько слоёв ткани до конца прокусить ей не удалось, но порез получился глубокий. Когда увеличили давление, он разошёлся и воздух начал выходить, — рассказал Станислав Берёзкин.

Пришлось выбрасываться на пляж, поднимать катамаран, изучать и заделывать порез.

Уникальное строение рта и зубов позволило этой акуле выработать особую тактику добычи пищи. Зубы верхней и нижней челюстей имеют треугольную форму с вершинками, образующими острейшую пиловидную кромку. Эта акула имеет самое крупное зубное вооружение среди известных науке хищниц. Толстые губы образуют округлый рот, которым она присасывается к телу жертвы. Впившись зубами в плоть, акула совершает вращательные движения телом, буквально вырезая кусок мяса. Круглая рана достигает 50 мм в диаметре. Именно такую пробоину получил наш баллон. Благо к злодейским повадкам и намерениям таких акул мы готовы, — отметил Евгений Ковалевский.

Пробоину заделали металлическими накладками из нержавеющей стали. Но выяснилось, что есть и другая проблема — заклинило заслонку двигателя. Вернуть её к нормальной работе не получилось.

Силумин корпуса карбюратора и латунь оси заслонки — прекрасная гальванопара, с удовольствием предающаяся коррозии. Пришлось провернуть основную заслонку на угол, достаточный для хоть какой-то работы двигателя, а регулировать обороты пусковой заслонкой. Мощность осталась примерно на уровне 30%. Можно побороть штиль, а встречный ветер — уже нет. Так и стартовали под чихание мотора и гудки соседних яхт. С опозданием на пять часов, — рассказал Станислав Берёзкин.

Прогноз погоды был на грани фола. По направлению на Таити — ветер слабый, не более 10 узлов на два дня. Если идти севернее — до 25 узлов на порывах, однако южнее Туамоту — снова слабый. Экипаж решает идти в сторону атолла Факарава, известного ещё и как остров Витгенштейна. Его открыли в 1820 году моряки русской антарктической экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева.

На атолле Факарава. Фото: Станислав Берёзкин

На атолле Факарава. Фото: Станислав Берёзкин

Первый день приносит почти полный штиль. Тримаран проходит за сутки всего 85 миль вместо привычных 100–110. На второй день ветер усиливается, позволяя набирать ход.

За сутки проходим больше 100 миль. На третий день ветер отходит к востоку — на сутки раньше, чем обещал прогноз. Я судорожно запросил новые данные. Лена — наш гидрометцентр и моя жена — передала: на понедельник-вторник заход ветра до запада. Встречный, хоть и слабый, но передавить его нашим полумёртвым мотором не получится. После часа раздумий решаем идти на Факараву и ждать. Зависнуть в 100 милях от Таити желания нет, — отметил Берёзкин.

Ночь по пути к атоллу Факарава выдалась непростой. Ветер постоянно менялся — чтобы удержаться на курсе и не встретиться в темноте с рифами, приходилось много работать рулём. К южному входу в лагуну успели вовремя: течение было минимальным и в нужном направлении — внутрь атолла.

В 8:30 прошли в атолл, в 12:30 отшвартовались на пляже, на первый взгляд казавшемся брошенным. Но вечером появился хозяин. Кое-как уговорили его не выгонять нас с полицией до утра. Утром перешли в гавань Ротоава. С мэром мы знакомы, договоримся, — пояснил Берёзкин.

Утром 30 мая выясняется, что пирс пробил нос левого баллона катамарана. Снова ремонт. Вышли на Таити 3 июня. Весь переход в 245 миль пришлось двигаться с повреждённым мотором почти в штиль, пытаясь поймать ветер парусами.

В лагуне на Таити. Фото: Станислав Берёзкин

В лагуне на Таити. Фото: Станислав Берёзкин

5 июня катамаран благополучно зашёл в лагуну поселения Таравао на острове Таити. Пришвартовались на территории детской парусной школы.

Утрясаем формальности. Нас встречает Михаил, русский моряк, проживающий с семьёй в Таравао. Не теряя времени объезжаем магазины, ищем материалы для текущего ремонта, проведём здесь несколько дней, — рассказал Евгений Ковалевский.

Дальше в плавание к берегам Австралии отправятся Евгений Ковалевский, Станислав Берёзкин и Калеб Хара Гарате. Возможно, экипаж пополнится временным членом из числа представителей Французской Полинезии.

1 июля 2021 года сибирские путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин отправились по маршруту первых русских кругосветных экспедиций XIX века: Ивана Крузенштерна (1803–1806), Юрия Лисянского (1803–1806), Отто Коцебу (1815–1818, 1823–1826), Василия Головнина (1817–1819), Фёдора Литке (1826–1829), Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1819–1921). Международный проект Томского областного отделения РГО "По пути русских кругосветных мореплавателей" посвящён 250-летию со дня рождения Крузенштерна и 200-летию открытия русскими моряками Антарктиды. Данные события на долгое время определили лидерство России в освоении Мирового океана и открытии новых земель. Подробнее узнать о проекте и оказать посильную помощь в его реализации можно на сайте экспедиции.

 

Александр Жирнов

Материалы по теме
Все
Видеогалерея
Новости
Статьи и репортажи
Фотогалерея
24 апреля 2024
Памятный знак установлен в высочайшей точке Ставропольского края
Изучением горы Университетская занимались активисты РГО
Подробнее
23 апреля 2024
Мимо пиратов и хуситов: кругосветка РГО благополучно прошла Аденский залив
Парусник экспедиции бросил якорь в порту Джибути
Подробнее
17 апреля 2024
Путеводитель по долине Западного Маныча в формате VR 360° представили на фестивале «Воспетая степь»
Он создан по итогам экспедиции ЮНЦ РАН при грантовой поддержке РГО
Подробнее
16 апреля 2024
Позади остались три океана: кругосветка РГО достигла Сокотры
На помощь россиянам пришел японский военный корабль
Подробнее
11 апреля 2024
В Кызыле прошло первое заседание Попечительского совета Тувинского республиканского отделения РГО
На нем приняты важные решения и намечены планы на будущее
Подробнее
04 апреля 2024
«Урок из океана» объединил три континента и тысячи зрителей по всему миру
Новое занятие проекта посвятили Антарктиде
Подробнее
04 апреля 2024
Кругосветка РГО покинула Мальдивы и взяла курс на Сокотру
Впереди у экипажа один из самых опасных этапов маршрута
Подробнее
12 марта 2024
Течение в Индийском океане изменило маршрут кругосветки РГО
Парусник экспедиции бросил якорь в гавани Мале на Мальдивах
Подробнее
Показать еще Загрузка