Ранним утром 5 июня катамаран кругосветной экспедиции Томского областного отделения Русского географического общества бросил якорь в бухте Таити — главного острова Французской Полинезии. Переход сюда от архипелага Гамбье в юго-восточной части Туамоту занял у Евгения Ковалевского, Станислава Берёзкина, Андрея Черепанова и Калеба Хары Гарате 20 дней. Эти без малого три недели были наполнены трудами и приключениями: судно атаковала акула, экипаж боролся с погодой и поломками, решал проблемы, находил следы русских кругосветчиков и новых друзей.
С острова Мангарева в архипелаге Гамбье кругосветчики вышли 17 мая. Практически сразу по погоде стало ясно, что катамаран попал в зону влияния природного феномена Эль-Ниньо, одной из фаз так называемой Южной осцилляции — явления, оказывающего существенное влияние на климат Земли. При его возникновении область нагретых приповерхностных вод смещается к востоку, ослабляя или вовсе "останавливая" пассаты — ветра, которые круглый год дуют из тропиков в направлении экватора. Одновременно с этим в восточной части Тихого океана ослабляется и апвеллинг — подъём глубинных вод к поверхности.
— Из-за этого вместо постоянно дующих юго-восточных пассатов мы получили "погодную кашу". Пришлось провести неделю на острове Мангарева, а потом очертя голову рваться на северо-запад в надежде обогнать неожиданно возникающие атмосферные вихри. К счастью, траектории этих вихрей можно угадать. Но так бывает не всегда, — рассказал капитан катамарана Станислав Берёзкин.
Андрей Черепанов держит курс на остров Хао. Фото: Станислав Берёзкин
У экипажа было два варианта начала плавания: отправиться по прямой в 220 миль на остров Нукутаваке с крошечной гаванью и без связи или попробовать прорваться на север до 18-й параллели, к большому атоллу Хао на полпути к Таити.
— Второй вариант был предпочтительнее, но до Хао 350 миль по прямой и не совсем понятно, сколько не по прямой. Всё-таки решаем рискнуть, — пояснил Берёзкин.
Первые два дня дул слабый юго-восточный ветер. Катамаран Russian Ocean Way — Tion, похоже, первый раз за свою жизнь нёс полные паруса. К вечеру второго дня кругосветчики достигли атолла Марутеа. Именно здесь по прогнозу должны были начаться погодные чудеса.
— Ветер стих, натянуло облачность, атолл обходили несколько часов. А ночью начались шквалы — не сильные, но пугающие. Сначала справа образовывается маленькая тучка, через 15 минут она превращается в разлапистого монстра, который пытается забросить свою руку вперёд по нашему курсу. Но врёшь, не достанешь! Мы проскочим, а ты рассосёшься и выпадешь дождём за нашей кормой. Когда такое происходит, трудно удержаться и не показать исчезающей тучке язык, — признался Берёзкин.
В пути возникает несколько напряжённых ситуаций. К атоллу Хао подошли за два часа до рассвета при отвратительном прогнозе: с минуты на минуту должен был подняться сильный северо-западный ветер.
— А мы как на ладошке. Я попытался убавить обороты, а заслонка "закисла". По привычке прокрутил ручку вправо-влево, но оборотов много. И вдруг рвётся подъёмная таль двигателя и мотор с радостным рёвом улетает под палубу. В последний момент я успеваю выдернуть чеку и заглушить его. Ветра маловато, волны многовато, катамаран идёт прямиком в сторону рифов у атолла. Хорошо, что до них миль шесть, скорость — узла два, время есть, — рассказал Берёзкин.
Путешественникам пришлось в спешке пройти настоящий квест, чтобы добраться до проблемного места конструкции. Они убрали спасательный плот и даже разрезали палубу.
— Старую таль долой, новую завёл — не поднимает. Вынул верёвку, провёл заново. Ура, получилось! Стартую, мотор ревёт на максимальных оборотах, скидываю капот, шевелю рычаг заслонки, обороты в норме. Капот на место, поехали! — рассказал Станислав Берёзкин.
Перед заходом в лагуну огромный кит махнул кругосветчикам своим хвостом на фоне рассвета. Хороший знак!
На острове Хао. Фото: Станислав Берёзкин
— Отшвартовались на заброшенной военной базе, а через полчаса пришёл циклон. Но я показал ему язык: не успел, не успел! — пошутил Берёзкин.
Атолл Хао с его лагуной, одной из крупнейших во Французской Полинезии, — место довольно известное. В начале 1960-х годов здесь появилась передовая по тем временам инфраструктура: аэродром, дорога длиной в целых 15 км, жилые дома, резервуары для пресной воды, лаборатории и многое другое. Строительство было связано с испытаниями Францией ядерного оружия. Центр слежения за атомными взрывами демонтировали относительно недавно — в 1998 году.
— На территории этой базы мы сейчас и стоим. До бывших ядерных полигонов на атоллах Муруроа и Фангатауфа — около 250 морских миль. Это чуть больше двух суток пути для нашего катамарана, — рассказал научный руководитель экспедиции Евгений Ковалевский.
Сейчас на Хао живут не более 1 тыс. человек. В основном здесь занимаются выращиванием жемчуга и рыбной ловлей. Примечательно, что русских здесь помнят: более 200 лет назад, в июле 1820 года, атолл посетила российская антарктическая экспедиция под руководством Беллинсгаузена и Лазарева.
— Отношение к нам хорошее. Но вчера произошёл инцидент: местные сказали, что причал, у которого мы стоим, принадлежит пиццерии. Если мы хотим стоять здесь, то должны сделать заказ. Выручили нас соседи — голландцы и американцы. Они сделали заказ и устроили нам "вечер вопросов и ответов с кофе". Беседа прошла в тёплой дружественной обстановке, мы привычно рассказали об экспедиции, русских кругосветках, России и Сибири. Ну и съели всю заказанную пиццу, разойдясь уже лучшими друзьями, — отметил Евгений Ковалевский.
Островитянин, живущий неподалёку от стоянки катамарана, признался, что имеет далёкого русского предка, но ничего не знает ни о нём, ни о России. Возможно, он потомок одного из участников экспедиции Беллинсгаузена, добавил Ковалевский.
Евгений Ковалевский. Фото: Станислав Берёзкин
После крайне холодного "южного лета" у берегов Аргентины кругосветчики сейчас страдают от жары "суровой полинезийской зимой". Минимальная температура здесь +25 °С. В таких довольно трудных условиях удалось провести текущий ремонт катамарана.
Утром 25 мая перед стартом на Таити Калеб подкачивает баллоны буквально до звона, и в этот момент из-под днища катамарана вырывается фонтан воздушных пузырей. Если швы ткани деградировали, это большая проблема. Приходится надеть маску и нырять.
— Слава богам, это порез. Причём характерной круглой формы — след зубов хорошо знакомой нам зверюги. Это маленькая глубоководная акула из рода светящихся, известная своим умением выкусывать куски плоти из китов и даже части обшивки подводных лодок. Иногда она пытается делать это и с надувными баллонами. Несколько слоёв ткани до конца прокусить ей не удалось, но порез получился глубокий. Когда увеличили давление, он разошёлся и воздух начал выходить, — рассказал Станислав Берёзкин.
Пришлось выбрасываться на пляж, поднимать катамаран, изучать и заделывать порез.
— Уникальное строение рта и зубов позволило этой акуле выработать особую тактику добычи пищи. Зубы верхней и нижней челюстей имеют треугольную форму с вершинками, образующими острейшую пиловидную кромку. Эта акула имеет самое крупное зубное вооружение среди известных науке хищниц. Толстые губы образуют округлый рот, которым она присасывается к телу жертвы. Впившись зубами в плоть, акула совершает вращательные движения телом, буквально вырезая кусок мяса. Круглая рана достигает 50 мм в диаметре. Именно такую пробоину получил наш баллон. Благо к злодейским повадкам и намерениям таких акул мы готовы, — отметил Евгений Ковалевский.
Пробоину заделали металлическими накладками из нержавеющей стали. Но выяснилось, что есть и другая проблема — заклинило заслонку двигателя. Вернуть её к нормальной работе не получилось.
— Силумин корпуса карбюратора и латунь оси заслонки — прекрасная гальванопара, с удовольствием предающаяся коррозии. Пришлось провернуть основную заслонку на угол, достаточный для хоть какой-то работы двигателя, а регулировать обороты пусковой заслонкой. Мощность осталась примерно на уровне 30%. Можно побороть штиль, а встречный ветер — уже нет. Так и стартовали под чихание мотора и гудки соседних яхт. С опозданием на пять часов, — рассказал Станислав Берёзкин.
Прогноз погоды был на грани фола. По направлению на Таити — ветер слабый, не более 10 узлов на два дня. Если идти севернее — до 25 узлов на порывах, однако южнее Туамоту — снова слабый. Экипаж решает идти в сторону атолла Факарава, известного ещё и как остров Витгенштейна. Его открыли в 1820 году моряки русской антарктической экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева.
На атолле Факарава. Фото: Станислав Берёзкин
Первый день приносит почти полный штиль. Тримаран проходит за сутки всего 85 миль вместо привычных 100–110. На второй день ветер усиливается, позволяя набирать ход.
— За сутки проходим больше 100 миль. На третий день ветер отходит к востоку — на сутки раньше, чем обещал прогноз. Я судорожно запросил новые данные. Лена — наш гидрометцентр и моя жена — передала: на понедельник-вторник заход ветра до запада. Встречный, хоть и слабый, но передавить его нашим полумёртвым мотором не получится. После часа раздумий решаем идти на Факараву и ждать. Зависнуть в 100 милях от Таити желания нет, — отметил Берёзкин.
Ночь по пути к атоллу Факарава выдалась непростой. Ветер постоянно менялся — чтобы удержаться на курсе и не встретиться в темноте с рифами, приходилось много работать рулём. К южному входу в лагуну успели вовремя: течение было минимальным и в нужном направлении — внутрь атолла.
— В 8:30 прошли в атолл, в 12:30 отшвартовались на пляже, на первый взгляд казавшемся брошенным. Но вечером появился хозяин. Кое-как уговорили его не выгонять нас с полицией до утра. Утром перешли в гавань Ротоава. С мэром мы знакомы, договоримся, — пояснил Берёзкин.
Утром 30 мая выясняется, что пирс пробил нос левого баллона катамарана. Снова ремонт. Вышли на Таити 3 июня. Весь переход в 245 миль пришлось двигаться с повреждённым мотором почти в штиль, пытаясь поймать ветер парусами.
В лагуне на Таити. Фото: Станислав Берёзкин
5 июня катамаран благополучно зашёл в лагуну поселения Таравао на острове Таити. Пришвартовались на территории детской парусной школы.
— Утрясаем формальности. Нас встречает Михаил, русский моряк, проживающий с семьёй в Таравао. Не теряя времени объезжаем магазины, ищем материалы для текущего ремонта, проведём здесь несколько дней, — рассказал Евгений Ковалевский.
Дальше в плавание к берегам Австралии отправятся Евгений Ковалевский, Станислав Берёзкин и Калеб Хара Гарате. Возможно, экипаж пополнится временным членом из числа представителей Французской Полинезии.
1 июля 2021 года сибирские путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин отправились по маршруту первых русских кругосветных экспедиций XIX века: Ивана Крузенштерна (1803–1806), Юрия Лисянского (1803–1806), Отто Коцебу (1815–1818, 1823–1826), Василия Головнина (1817–1819), Фёдора Литке (1826–1829), Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1819–1921). Международный проект Томского областного отделения РГО "По пути русских кругосветных мореплавателей" посвящён 250-летию со дня рождения Крузенштерна и 200-летию открытия русскими моряками Антарктиды. Данные события на долгое время определили лидерство России в освоении Мирового океана и открытии новых земель. Подробнее узнать о проекте и оказать посильную помощь в его реализации можно на сайте экспедиции.
Александр Жирнов