В 1970-х годах песни горбатых китов впервые потрясли человечество своей сложностью и красотой. Сегодня эти древние звуковые ландшафты растворяются в оглушительном гуле судоходства, военных сонаров и промышленной деятельности. Шумовое загрязнение океана увеличилось на 20 децибел за последние 50 лет, сокращая расстояние, на котором киты могут общаться, с тысяч километров до считанных миль. Современное искусство звука и перформанса берет на себя роль посредника между мирами, превращая научные данные в эмоциональный опыт, который заставляет нас не просто знать, а чувствовать экологическую трагедию.
Британская художница Кэти Патерсон в своей работе "Vatnajökull (the sound of)" (2007-2008) создала телефонный номер, позвонив по которому можно было услышать реальное таяние ледника Ватнайёкюдль в Исландии через гидрофон, погруженный в ледниковую лагуну. Хотя работа напрямую не касается китов, она демонстрирует мощь прямого акустического свидетельства экологических изменений. Послушать можно тут.
Более конкретно с китами работает композитор Дэвид Ротенберг. В своем проекте "Whale Music" он записывал импровизационные джазовые сессии с горбатыми китами у побережья Аляски. Его записи демонстрируют, как киты изменяют свои песни в ответ на человеческую музыку, показывая их способность к сложной акустической коммуникации, которая находится под угрозой из-за постоянного фонового шума. Послушать можно тут.
В 2014 году на Венецианской биеннале албанская художница Анри Сала представила инсталляцию "The Present Moment", в которой виолончелист играл в полузатопленном пространстве, а его музыка смешивалась с записанными звуками таяния льдов. И хоть работа не была напрямую о китах, она создавала мощную метафору искусства, тонущего вместе с природой перед лицом экологической катастрофы.
Фильм "Sonic Sea", снятый при участии организации NRDC и музыканта Стинга, обнажает трагическую реальность океана, где величайшие певцы природы — киты — обречены на молчание под грохот цивилизации. Документальная лента 2016 года, созданная Мишель Дугган и режиссером Дэниелом Х. при поддержке NRDC, раскрывает масштабы шумового загрязнения океана. Фильм противопоставляет пронзительные песни китов, записанные гидрофонами, оглушительному грохоту судовых двигателей, военных сонаров и буровых установок. Ученые Кеннет Бэлкомб и Кристофер Кларк документально подтверждают: "акустический смог" вызывает массовые выбросы китов на берег, нарушая их навигацию и коммуникацию. Через научные свидетельства и мощное звуковое оформление картина становится кинематографической элегией по гибнущему миру океана.
Проект "Whale FM", инициированный Scientific American, предлагает классифицировать записи китовых песен, одновременно обучая их распознавать различные звуки океана. Это пример "гражданской науки", где искусство становится образовательным инструментом.
Инсталляция «The Great Animal Orchestra» Берни Краузе служит акустическим памятником исчезающему природному звуковому наследию. Основываясь на 50-летнем архиве биофоний, Краузе визуализирует и озвучивает сложные звуковые ландшафты — от тропических лесов Амазонии до подводных миров Тихого океана. Художник научно документирует, как в записанных им локациях за последние десятилетия исчезло до 50% видового акустического разнообразия из-за антропогенного воздействия. Его работа, где спектрограммы природных звуков превращаются в завораживающие визуальные партитуры, становится одновременно архивом, элегией и приговором человеческой деятельности — музейным экспонатом для звуков, которые наши дети, возможно, услышат только в галереях. Проект, представленный в Fondation Cartier (Париж) и на Венецианской биеннале, демонстрирует, как искусство может быть не просто отражением экологической катастрофы, но и её документальным доказательством, где эстетическое переживание рождает экологическое сознание.
От записей Кэти Патерсон до перформансов Берни Краузе — современное искусство создает пространство для коллективного переживания экологической трагедии. Эти работы не просто документируют исчезновение, но и предлагают новый способ слушания — активный, эмпатичный, готовый к действию. В эпоху, когда океан становится все громче от человеческой деятельности и все тише от отсутствия в нем жизни, искусство звука напоминает: чтобы спасти китов, нам нужно сначала научиться их слышать. И возможно, услышав, мы обретем мудрость сохранить не только их песни, но и самих певцов для будущих поколений.
Источники:
https://dzen.ru/a/aRHEOt4veCJmpJTo https://www.nkj.ru/news/32409
https://en.wikipedia.org/wiki/Katie_Paterson https://vk.com/wall-49002559_474
https://www.last.fm/ru/music/David+Rothenberg/Whale+Music https://blog.zooniverse.org/2011/11/29/whale-fm-the-whale-song-project https://reefs.com/whale-fm-your-next-online-radio-station
https://stereo.ru/news/great-animal-orchestra
https://www.nytimes.com/2012/04/15/books/review/the-great-animal-orchestra-by-bernie-krause.html
Автор: Евгения Лямина, факультет журналистики МГУ

