Енисей - Арктика

Из Красноярска стартовала новая экспедиция на север региона. Она проводится при поддержке Красноярского краевого отделения Русского географического общества в рамках стратегического проекта СибГУ им. М.Ф. Решетнева "Геоинформационная система «Енисей – Арктика»".

Цель экспедиции, запланированной на 2 года - исследование акватории реки Енисей и Енисейского залива при помощи гидроакустических систем, в частности гидролокатора бокового обзора. Это позволит исследователям детально изучить дно Енисея.

Одна из интереснейших задач – это поиск и исследование затонувших судов на Енисее. Многие из этих судов известны своим участием в арктических экспедициях по Северному морскому пути. Например, "Темза" (найдена экспедицией Красноярского краевого отделения РГО и СибГАУ в 2016 г.) и "Феникс" (найден в 2015 г. этой же экспедицией).

Особый интерес представляет обнаружение останков кочей - легендарных парусных судов сибирских землепроходцев, точная конструкция которого пока остается неизвестной.

В сентябре 2018 г. планируется исследовать участок Енисея от Туруханска до посёлка Воронцово, находящегося у самого начала Енисейского залива. При этом детально будут изучены заранее намеченные участки акватории реки, представляющие наибольший интерес с точки зрения исследователей.

"Мы рассчитываем получить съемку дна устья реки Сальная Курья, где лежит «Темза», Игарской протоки, акватории бывшего Усть-Енисейского порта, протока дельты Енисея. В ходе экспедиции будут продолжены работы по выявлению наземных памятников, связанных с историей освоения Северного морского пути и его Енисейского участка. Планируется обследовать остров Ипьиван, где по нашим расчетам погибло судно «Северное Сияние» в 1877 г., а также локализовать и установить степень сохранности судоходных знаков, установленных почти 100 лет назад гидрографами Убеко-Сибирь", - отмечает руководитель экспедиции – Александр Евгеньевич Гончаров, кандидат исторических наук, доцент СибГУ им. М.Ф. Решетнева, член Русского географического общества.

Экспедиции предстоят также научные исследования динамики изменений дна и русла Енисея за последние 100 лет. Сейчас ведутся работы по изготовлению специализированного робототехнического подводного комплекса (ROV), который будет использован экспедицией в 2019 г.

В составе команды экспедиции "Енисей-Арктика" три человека, а её транспортное средство – это парусно-моторный катамаран.