Если одежда перестала быть нужной Вам – она не перестала быть нужной

"Это уже не в моде"  можно услышать в адрес недавно купленной вещи, которую ещё носить и носить, а не складывать в дальний ящик или, что ещё хуже, выбрасывать. Ладно природа (о ней мало, кто задумывается в отношении внешнего вида), а деньги-то не жалко тратить на ежегодное обновление гардероба? К сожалению, люди чаще всего становятся заложниками общественного мнения, хотят производить хорошее впечатление и думают, что для того, чтобы в свой адрес получать "ты такой модный", нужна трендовая и брендовая одежда. Но мало, кто догадывается, что "модным" можно быть и осознанно: покупать вещи на гараж-сейлах, в секонд-хендах, винтажных магазинах, ну, и на конец, перешивать их самому. Мода циклична: вещи, которые десять лет назад казались безвкусицей  сейчас возглавляют трендовые позиции, то, что раньше выбрасывалось, потому что переставало быть нужным и носибельным  сейчас нужно и носибельно. Одна природа, как страдала от меняющихся тенденций, так и страдает по сей день. Как же ей помочь?

Sustainability ("устойчивое развитие") ещё в 2019 году стало одним из главных слов года в мире моды. Устойчивое развитие — это совокупность мер, которые нужно принять отрасли промышленности (в том числе модной индустрии), чтобы наносить меньше урона окружающей среде, улучшать экономическую и социальную ситуацию, решать этические вопросы, связанные со справедливой оплатой труда, равными возможностями для разных людей и так далее. В первую очередь, устойчивое развитие — это взаимодействие промышленности и экологии с целью предотвращения катастрофы.

По скорости загрязнения окружающей среды индустрия моды уступает лишь нефтяной промышленности. На эту отрасль промышленности приходится пятая часть всего объёма загрязнения пресной воды на планете. Пестициды и химикаты, попадающие в воду при выращивании хлопка, а затем при окрашивании тканей, выделение вредных газов при производстве синтетики и транспортировке готовых изделий — заметно вредят природе. Для производства одежды из синтетических тканей (в том числе полиэстера — это тот же пластик, из которого делают бутылки, пакеты и другую упаковку, поэтому он плохо и долго разлагается) ежегодно тратится 70 млн баррелей нефти, а для того, чтобы искусственные волокна разложились требуется 200 лет, во время которых выделяются ядовитые вещества и парниковые газы, ускоряющие глобальное потепление. Одежда попадает и в водоёмы: от 20 до 35% микропластика в Мировом океане — это частицы текстиля.

Экология планеты страдает и из-за натуральных тканей: при разложении они выделяют метан и загрязняют грунтовые воды. Хлопок же вредит окружающей среде тем, что на его выращивание требуется ценный ресурс планеты — вода: для одной футболки её необходимо 2,7 тыс. литров (столько человек выпивает за три года жизни). По данным компании Organic Cotton, на обработку плантаций хлопка тратится 24% всех используемых пестицидов. Эти химикаты отравляют не только насекомых-вредителей, но и почву, воду и атмосферу. Кроме того, в процессе производства одежды в атмосферу ежегодно поступает 1,7 млрд тонн CO2 — 10% от общего объёма, — а на свалки попадает 92 млн тонн отходов.

В связи с такой колоссальной нагрузкой на экологию всё больше брендов задумываются о помощи природе. Примеры внедрения экологической концепции в мировые компании: 

  • разрабатывают новый sustainability-план и стандарты обращения с животными для поставщиков; 
  • подписывают договоры о сотрудничестве с ЮНЕСКО по вопросам поддержки биоразнообразия;
  • отказываются от экзотической кожи и стали инвестировать в экостартапы;
  • перепроизводят нераспроданные вещи и более не используют натуральный мех; 
  • переходят на использование только переработанного пластика;
  • запускают сайты-руководство по устойчивому развитию для брендов и потребителей;
  • собирают одежду на переработку;
  • используют экологичные материалы и призывают приходить в магазин со своей многоразовой сумкой.

Однако на данный момент 40% всех модных брендов и компаний не сделали никаких шагов в сторону устойчивого развития. Основной проблемой является общая неэкологичность промышленности. Так как все бренды работают с поставщиками ткани, фабриками, транспортировщиками, им необходимо внедрять sustainability на каждом этапе своей работы (например, крупной фабрике по работе с хлопком перейти на новую технологию пошива одежды, требующую меньше воды), чтобы достичь снижения уровня нагрузки на экологию за счёт устойчивого развития производства.

Ответственность за помощь экологии всё же больше лежит на самих потребителях, а не на sustainability. По данным Greenpeace, около 2 млн тонн текстиля ежегодно попадает на мусорные полигоны России. Только четверть всей одежды, пришедшей в негодность, собирают для повторного использования и переработки. Лишь 1% превращается в новые предметы гардероба. Технологии пока не настолько развиты, чтобы переработать абсолютно любой текстиль. Например, ткани из нескольких компонентов для этого непригодны. Кроме того, сырье требует подготовки: стирки, сортировки, удаления молний, пуговиц и другой фурнитуры. Это сводит к минимуму выгоду от переработки изделий или даже делает этот процесс убыточным. Более того, в России нет оборудования, позволяющего получить качественные ткани из вторсырья. Это значит, что нельзя оправдать бесконтрольный шопинг тем, что все вещи отправятся на переработку и не навредят природе.

Чтобы "улучшить" жизнь природе, любителям шопинга стоит следовать следующим правилам:

  • не нужно бежать за мимолетными трендами – нужно искать собственный стиль;
  • стараться покупать качественные вещи - это выгоднее, чем обновлять гардероб каждый сезон;
  • стоит обратить внимание на секонд-хенды, винтажные магазины, гараж-сейлы, аутентичные ярмарки, барахолки, "Авито" и так далее — там можно найти всё, что вам нужно;
  • отдавать предпочтение вещам из натуральных материалов без примесей (хлопок, щёлк, лён, шерсть) или из переработанного текстиля;
  • если одежда в хорошем состоянии, её лучше отдать на благотворительность или продать, если в плохом — сдать на переработку.

Мода ускоряется: бренды выпускают новые коллекции до 12 раз в год. Это приводит к совершению импульсивных покупок, которые в скором времени становятся ненужными. В итоге затраты оказываются неоправданными: по результатам исследования компании, специализирующейся на междугородних переездах, люди не носят около 50% предметов своего гардероба. Проще говоря, мы можем покупать реже, но лучше: более качественные и долго живущие вещи, предметы ответственных производителей и винтажные вещи, внимательно относиться к составу и сдавать отжившие своё изделия на переработку. А для начала — осознать, что даже такой маленький шаг может стать частью больших изменений.


Источники:

Автор: Факеева Наталья, Журфак МГУ

Тэги: