ЭССЕ ПО ЭКОЛОГИИ. "Экодуки"

Экодук на трассе М3 «Украина» в Калужской области

В 2020 году Росстандарт утвердил ГОСТ, регулирующий строительство и обустройство экодуков на крупных автомобильных дорогах. Это важный прорыв для России, т.к. у нас много времени, сил и денег уходит на строительство крупных шоссе и автобанов, но никто не задумывается о влиянии этих транспортных артерий на жизнь диких зверей.

Что такое экодук? Обычно это мост или туннель, служащий для перехода животных через большую автотрассу. Он обладает двумя важными функциями. Во-первых, позволяет животным перемещаться в любом направлении, не быть зажатыми на маленькой территории. Тем более важно сохранять традиционные пути миграции фауны. Во-вторых, строительство экодуков устраняет опасность столкновения автомобиля с представителем дикой природы. Это спасает и жизни людей, и жизни зверей (число погибших составляет 2-3 человека на 100 столкновений с животными, для которых ДТП в большинстве случаев являются смертельными, как сообщает пресс-служба Росстандарта).

ekoduki_avtodor.jpg


Основные типы экодуков. Источник: ГК "Автодор"

В Европе строительство экодуков началось ещё в середине прошлого века. Ежегодные затраты на физические повреждения и материальный ущерб в результате столкновений животных и транспортных средств значительны, но меры по борьбе с ними увенчивались неустойчивым успехом. Кроме того, многие более мелкие виды животных, которые не представляют угрозы для транспортных средств при столкновениях, могут оказаться в катастрофической ситуации потери среды обитания, поскольку транспортные «коридоры» ограничивают естественное движение дикой природы, затрагивая и отдельные виды, и всю экосистему в целом. Именно поэтому началось массовое строительство экодуков.

Исследования способствовали развитию разных путей пересечения дороги дикими животными, но необходимы дополнительные данные об эффективности этих «переходов» и о наиболее эффективных мерах для конкретного вида животных в конкретном ландшафте. Сюда можно включить решения о том, строить мост или тоннель, какого он будет размера, в каком именно месте дороги его построить. Экодуки, которые хорошо работают для одного вида животных, могут не работать для других. Поэтому для безопасной жизнедеятельности человека и фауны необходима согласованная и целенаправленная деятельность строителей/чиновников, отвечающих за транспорт и дороги, и экологов. Всем им нужно работать обоюдно ещё на этапе планирования, а затем строительства экодука и мониторинга его дальнейшего влияния на жизнь природы. Теперь, когда появился официальный документ, регулирующий все эти процессы, важно внимательно следить за тем, как он будет претворяться в жизнь.


Ссылки:

УТВЕРЖДЕН ГОСТ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ СМЕРТНОСТИ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ НА АВТОДОРОГАХ

Тони Клевендер. "Переходы Через Места Обитания" (Проект "The Banff Wildlife Crossings")

Про экодуки в России и в мире (фото)

Автор: Еременко ВероникаЖурфак МГУ, 2 курс