"Это было снято на самый простой телефон"

Музей-заповедник Коломенское. Фото: Георгий Розов, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"
Музей-заповедник Коломенское. Фото: Георгий Розов, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"

Анастасия Мащенко отправила видеоролик на конкурс "Лучший гид России" в последний день приёма работ. И победила. Было это два года назад. Сейчас она — популярный гид по Москве. Ведёт блог в инстаграме, продаёт оригинальные аудиогиды и собирается написать книгу.

— Настя, как изменилась ваша жизнь после победы в конкурсе?

— Моя жизнь сильно поменялась. Главное — я приобрела профессию. По образованию я переводчик немецкого языка. Но по профессии не работала — преподавала лепку цветов из полимерной глины. В конкурсе участвовала как гид-любитель. Я уже тогда увлекалась Москвой, вела блог в инстаграме. Моя подписчица прислала ссылку на конкурс "Лучший гид России". Я приняла в нём участие и победила. На церемонии награждения ко мне подходили люди и спрашивали: "А почему вы ещё не гид?" Я задумалась: а действительно, почему? После конкурса пошла учиться, потом получила аккредитацию, сейчас я профессиональный гид.

img_9338_1.jpg

Анастасия Мащенко. Фото из семейного архива
Анастасия Мащенко. Фото из семейного архива

— Как сделать ролик, который победит в конкурсе?

— Для начала нужно точно представлять адресата. В моём случае это была молодёжная аудитория. А значит, должен быть юмор, лёгкость подачи.

— В чём это должно выражаться?

— Ну, например, не стоит использовать в своей экскурсии "трёхэтажные" даты. Их просто никто не запомнит. Лучше обозначить период: "конец XIX века". Это укладывается в голове лучше, чем, скажем, "1893 год". Вообще, нужно упрощать форму подачи.

Что ещё заходит в молодёжную аудиторию?

— Если человек владеет программами по монтажу видео, можно включить интересные элементы. Например, забавно, когда в кадре вдруг выпрыгивает какой-то исторический персонаж...

— ...или внезапно появляются очки на лице экскурсовода.

— Ну да. Ролик должен иметь какие-то динамичные элементы, не быть монотонным.

— Вы поняли, кто ваш адресат, примерно понимаете, о чём будете рассказывать и как. Что дальше?

— Пишется небольшой сценарий. Я прямо прописываю свои реплики, какие-то шутки. Возможно, кому-то это покажется лишним и ему достаточно общего плана. Но у меня всё должно быть чётенько.

— Итак, есть сценарий, вы выезжаете на место съёмки…

— Лучше, чтобы съёмка происходила с использованием разных планов и ракурсов. Где-то лицо близко, где-то видно, как я иду и что происходит вокруг.

— Вам кто-то помогал в работе?

— Снимал муж.

— Какую технику использовали?

— Всё было снято на самый простой телефон. Не айфон. В конкурсе важно не столько качество картинки, сколько качество информации, подача, личность. Конечно, если и картинка будет хорошего качества — вообще замечательно. Но не надо на этом циклиться.

pavel_strelcov_vecherniy_vid_na_luzhniki.-552637.jpg

Вечерний вид на Лужники. Фото: Павел Стрельцов, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"
Вечерний вид на Лужники. Фото: Павел Стрельцов, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"

— Следующий этап — монтаж. Это, наверное, самое сложное?

— Окончательно монтировала свой ролик на домашнем компьютере. Я немного умела это делать. Но научилась всему сама — в интернете много обучающих роликов. И программ для монтажа. Выбираете, какая вам нравится, и в ней работаете. 

— Сколько времени ушло на монтаж?

— В моём случае день. Есть люди, которые быстрее монтируют. В целом на изготовление видеоролика, который победил в конкурсе, у меня ушло два дня.

— Чтобы твой ролик победил, нужно: сделать — и забыть? Или сидеть и пускать правильные волны в сторону членов жюри?

(Смеется.) Я не "колдовала". Ролик отправила в последний день конкурса. И благополучно о нём забыла. Зато знаете, как приятно — вдруг звонок, и тебе говорят: "Анастасия, а вы помните, вы отправляли ролик. Так вот — вы выиграли!"

— В вашем видео есть один момент, который кажется странным. Вот вы гуляете с друзьями у стен Новодевичьего монастыря, и вдруг оказывается, что они не знают о нём? Такое может быть?

— Это ход. Человек запоминает то, что ему в дальнейшем пригодится. Если он не сможет использовать информацию, то благополучно забудет. Я показываю, как человек может применить её в жизни — блеснуть потом своими знаниями в компании друзей, например.

ildus_sharukov_dvor-kolodec-560607.jpg

Дворы-колодцы - один из символов Санкт-Петербурга. Но в Москве они не менее живописны. Фото: Ильдус Шаруков, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"
Дворы-колодцы - один из символов Санкт-Петербурга. Но в Москве они не менее живописны. Фото: Ильдус Шаруков, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"

— Вы виртуальный гид?

— Сейчас временно виртуальный. Во-первых, эпидемиологическая обстановка накладывает ограничения. Во-вторых, у меня на руках маленький ребёнок.

Зато я нашла для себя интересную форму работы — создаю аудиогиды. Формат известен давно. Но у меня есть то, что я считаю своей находкой. Моя аудиоэкскурсия — непрерывная, от одной точки до другой, с учётом даже остановок на светофорах. Не нужно включать запись у каждой достопримечательности. По форме — это дружеский разговор, как будто вы с подружкой погулять вышли. Причём с человеком я общаюсь на "ты". Можно купить кофе, включить наушники и пойти гулять по Москве. Вроде ты один, никого лишнего, а впечатление, что с тобой рядом идёт хороший знакомый и рассказывает нечто интересное.

— Вы ведь свои аудиогиды продаёте. Значит, есть спрос?

— Да, такой формат оказался востребованным. Мне хочется думать, не только из-за требования социальной дистанции, но и потому, что людям действительно нравится то, что я делаю.

— Можете ли вы похвастаться, что знаете всю Москву?

— Нет. Более того, если любой гид так скажет, то он, скорее всего, слукавит. Москва огромна. У неё разные грани. Мне кажется, хороший гид должен не просто знать весь город "по верхам", а быть специалистом в какой-то определённой сфере. Кто-то разбирается в архитектуре, кто-то в религии. В этом случае получаются интересные экскурсии. 

— А какая грань интересна вам?

— Бытовая жизнь города. Например, Варварка — храмовая улица. Многие думают, что рассказать о ней можно лишь с точки зрения религии. А у меня ни слова о религии, но много бытовых историй.

anastasiya_astahova_park_zaryade-559558_varvary.jpeg

Парк "Зарядье" и Варваринская церковь. Фото: Анастасия Астахова, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"
Парк "Зарядье" и Варваринская церковь. Фото: Анастасия Астахова, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"

— О чём?

— Ну, например, немногие знают, что в XVIII веке земля рядом с храмом Великомученицы Варвары была сдана в аренду знаменитому вору Ваньке-Каину, где он построил себе роскошные хоромы. Или что в конце того же XVIII века у церкви появился пристрой, где торговали жареной рыбой, а священники жаловались: у нас алтарь рыбой пахнет. Вот такие истории — это моя стезя.

— Не было мысли написать книгу?

— У меня есть такое в планах. Но тему раскрывать пока не буду.

— Три места в России, где вы хотели бы побывать?

— Пятигорск — меня интересуют лермонтовские места. Калининград с его архитектурой. И Байкал. Вообще, хочу посмотреть нашу страну, что называется, с другой стороны.

Айвар Валеев

Новые работы Анастасии Мащенко можно увидеть на её страничке в инстаграме. Например, этот замечательный сюжет про Чайный дом Перлова.