"Это наша общая история": американский авиамеханик приехал в Красноярск на встречу с легендарным самолётом

"Это наша общая история": американский авиамеханик приехал в Красноярск на встречу с легендарным самолётом "Это наша общая история": американский авиамеханик приехал в Красноярск на встречу с легендарным самолётом

Американец Тимоти Шволби приехал в Красноярск, чтобы увидеть самолёт "Дуглас С-47", который несколько лет назад спасли от неизбежного разрушения в тундре участники международной экспедиции Русского географического общества "Борт Тюрикова. Возвращение". Узнав об уникальной операции из местных газет, житель города Ошкош в штате Висконсин загорелся идеей лично посетить Россию. Бывшему авиамеханику, много лет проработавшему на заводе "Дуглас", хотелось встретиться с людьми, которые эвакуировали легендарное воздушное судно.

Самолёт C-47 "Дуглас" был изготовлен в США в феврале 1943 года. По программе ленд-лиза его передали Советскому Союзу. В военных действиях воздушное судно не участвовало, с апреля 1943 года выполняя гражданские рейсы на севере Красноярского края. 

23 апреля 1947 года во время перелёта бухта Кожевникова — Дудинка — Красноярск самолёт совершил вынужденную посадку на болото в тундре. На борту находились, по разным данным, от 26 до 32 пассажиров. 11 мая "Дуглас" нашли, часть людей удалось эвакуировать. Девять человек, включая командира воздушного судна Максима Тюрикова, пропали без вести. Останки Тюрикова, посадившего самолёт в сложных условиях Арктики, были обнаружены только в 1953 году таймырским оленеводом.

В 2016–2017 годах в ходе экспедиции Русского географического общества "Дуглас" вывезли с Таймыра в Красноярск. Реставрационные работы взяла на себя команда поискового отряда "Трасса" Военно-инженерного института Сибирского федерального университета во главе с членом РГО Александром Матвеевым.

Фото пресс-службы Красноярского краевого отделения РГО

Фото пресс-службы Красноярского краевого отделения РГО

"Это не просто самолёт, это часть нашей общей героической истории, взаимосвязи государств и людей. Я искренне восхищён и очень рад, что в Красноярске и в России в целом так трепетно относятся к этому историческому наследию", — подчеркнул Шволби.

Гостя из Соединённых Штатов встретили председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко, который возглавлял экспедицию "Борт Тюрикова. Возвращение", а также Александр Матвеев, руководящий реставрационными работами. В беседе с ними американец узнал подробности поэтапного восстановления самолёта.

Фото Красноярского краевого отделения РГО

Фото Красноярского краевого отделения РГО

"Мне рассказали, что "Дуглас" станет одним из ключевых экспонатов в будущем "Парке-музее освоения Севера" на острове Молокова. Уверен, очень много людей со всего мира приедут в Красноярск, чтобы посмотреть и прикоснуться к этой истории", — утверждает Тимоти Шволби.

В дар будущему "Парку-музею освоения Севера" Тимоти Шволби передал редкие почтовые карточки, связанные с историями самолётов "Дуглас". В ответ Игорь Спириденко вручил гостю красочное издание "Борт Тюрикова. Возвращение", в котором рассказывается о международной экспедиции.