Это "Вайгач": в истории поиска легендарного парохода поставлена точка

Ледокольный пароход "Вайгач". Фото: Научный архив РГО
Ледокольный пароход "Вайгач". Фото: Научный архив РГО

Одним из важных итогов экспедиционной кампании Русского географического общества в уходящем году стала идентификация и обследование парохода "Вайгач", который в 1914–1915 годах первым прошёл трассу Северного морского пути, но потерпел крушение спустя три года в Енисейском заливе.

В 1910–1915 годах под руководством капитана 2-го ранга  Бориса Вилькицкого на судах "Вайгач" и "Таймыр" проходила гидрографическая экспедиция в Северном Ледовитом океане. Она прославилась открытием архипелага Николая II (ныне Северная Земля) и проходом от Архангельска до Владивостока.

В конце Первой мировой войны в связи с тяжёлым продовольственным положением в северных районах европейской части России был запущен проект доставки продовольствия Северным морским путём.

Так как в навигационном отношении этот путь оставался ещё плохо изученным, то одновременно с доставкой хлеба требовалось организовать гидрографическую экспедицию для исследования западной части Северного Ледовитого океана. Тогда "Вайгач" и "Таймыр" снова отправились в путь.

8_poiski_ledokola_vaygach.jpg

В поисках парохода "Вайгач". Фото: Леонид Круглов
В поисках парохода "Вайгач". Фото: Леонид Круглов

В сентябре 1918 года после захода на Диксон "Вайгач" потерпел крушение в Енисейском заливе недалеко от мыса Ефремов Камень и затонул. Причиной гибели судна стал скальный выступ, никак не обозначенный на картах. Сейчас это место известно как скала Вайгач.

История поисков легендарного парохода началась ещё в 80-х годах прошлого столетия, но успехом не увенчалась. Летом 2020 года участниками комплексной экспедиции "Главный фасад России. История, события, люди", организованной РГО и Северным флотом, на глубине 27 метров недалеко от мыса Ефремов Камень был найден подводный объект. Историки экспедиции предположили, что это может быть "Вайгач".

Однако идентифицировать его удалось лишь в этом году в рамках комплексной экспедиции "Помни войну". Её организаторами выступили РГО, Северный флот и морская инженерная компания "Фертоинг". Современные методы организации подводных работ и новейшее оборудование дали свои результаты: затопленное судно было тщательно обследовано, и теперь точно можно сказать, что в истории с пароходом "Вайгач" поставлена точка.