Феномен велосипедных кладбищ

Мы привыкли верить тому, что велосипеды – это самый экологичный вид транспорта. Отчасти это действительно так: никаких вредных выхлопов в атмосферу, пробок, больших расходов на бензин. Однако на деле не всё так гладко. Слышали ли вы про свалки велосипедов?

Китай славился большим количеством велосипедистов уже с 1960-х годов. Велосипеды дарили на свадьбы, дни рождения, на них добирались до работы и до ресторанов. Однако в 90-е годы китайские власти начали стимулировать автомобильную промышленность, и улицы заполонили авто. А так как Китай – самая густонаселённая страна, можно представить, каким загруженным стал трафик.

Пекинская олимпиада 2008 года замотивировала власти вспомнить о велосипедах. В стране была налажена система байкшерингов (система аренды велосипедов*), в индустрию вливались миллиарды долларов. Однако, к сожалению, волна популярности велосипедов быстро прошла. Шеринг-стартапы развалились, инфраструктура городов не была готова к огромному количеству "железных коней". В результате люди оставляли личный транспорт на тротуаре, велосипеды конфисковывали специальные службы, и они стали храниться на так называемых велосвалках.

Проблема оставалась в тени до тех пор, пока в 2018 году китайский фотограф Ву Гоюн не сделал серию снимков об этих заброшенных местах. Его фото и видео получили известность во всём мире. Ву Гоюн побывал практически в каждом городе, где расположились велокладбища, и опубликовал свой проект в медиа-пространстве.

Очень радует то, что общественный резонанс помог обратить внимание властей на эту экологическую проблему. Правительство Китая изменило подход к прокату велосипедов, например, сейчас относительно налажена переработка повреждённых байков, а количество невостребованных велосипедов значительно уменьшилось. К концу 2018 года большинство велокладбищ, которые Ву Гоюн зафиксировал на фотографиях, исчезло.

В основном парковки переполнены велосипедами от компании Bluegogo. В ноябре прошлого года у компании закончились деньги, и она прекратила свою деятельность. На данный момент Bluegogo находится в собственности у Didi, которая планирует заменить часть старых велосипедов на свои обновлённые. Однако непонятно, поможет ли такая мера, потому что количество велосипедов не уменьшится, хотя, возможно, больше людей начнут пользоваться обновлёнными, более удобными для ежедневных поездок велосипедами.

Мне было интересно посмотреть на велосипеды с другой, непривычной для большинства, точки зрения. Пока что ни один вид транспорта не является полностью экологичным, что-то, например, материал для производства шин или корпуса автобуса, загрязняет природу, и его невозможно переработать. Кто знает – может быть создание экотранспорта не за горами? Поживём –увидим.

Автор: Нагорнова Виктория, Журфак МГУ

Тэги: