Фердинанд Врангель: сын своего отца

Ф.Ф. Врангель. Фото предоставлено В. Смирновым
Ф.Ф. Врангель. Фото предоставлено В. Смирновым

Врангели – довольно известный и по сей день род баронов. Но славится он вовсе не поместьями и участием в светской жизни императорской России, а многочисленными открытиями. Фердинанд Врангель, сын известного российского мореплавателя Фердинанда Петровича Врангеля, член ИРГО, унаследовал от своего отца лучшие качества: любовь к науке и плаваниям, энтузиазм и жажду знаний.

Любовь с детства

Фердинанд Фердинандович родился 28 февраля 1844 года в Санкт-Петербурге. Детство мальчика проходило в Эстляндской губернии – территория современной Эстонии – в имении отца. Там Фердинанд-младший, как герой лучших приключенческих романов, прилежно учился и мечтал о море. Иначе и быть не могло: с такими корнями мальчику светили научные открытия и любовь к морю. Поэтому после окончания гимназии юный Врангель поступил в Морской кадетский корпус, а в возрасте четырнадцати лет отправился в своё первое плавание. Пароходофрегат "Камчатка" вёз юношу из Кронштадта в Данию и Францию. Не успело завершиться первое путешествие Фердинанда Врангеля, как судьба уготовила ему следующее: на фрегате "Светлана" он отправился в Средиземное море. С тех пор в те края он ездил очень часто. После возвращения в 1860 году Фердинанд перевёлся на линкор "Гангут", где был произведён в гардемарины. Но долго Врангель там не прослужил: на фрегате "Олег", куда его перевели спустя несколько месяцев, юный моряк снова отправился покорять Средиземноморье.

fregat-svetlana-pered-vyhodom-iz-bordo.jpg

Фрегат "Светлана" перед выходом из Бордо, 1858 год. Фото с сайта wikipedia.org
Фрегат "Светлана" перед выходом из Бордо, 1858 год. Фото с сайта wikipedia.org

Решающее слово отца

Фердинанд Петрович всячески старался устроить благополучную жизнь своего сына. Во флоте Врангель-младший был успешен: когда "Олег" в 1862 году вернулся из плавания, Фердинанд Фердинандович получил звание мичмана. Но старший Врангель думал, что для успешной карьеры сыну этого будет мало. Он настоял, чтобы наследник ходил на лекции в Дерптском университете. И Фердинанд-младший, следуя наставлениям отца, не пропустил ни одной лекции за три года.

800px-vrangel_fp.jpg

Портрет адмирала Ф.П. Врангеля. Художник А. Першаков. С сайта wikipedia.org
Портрет адмирала Ф.П. Врангеля. Художник А. Першаков. С сайта wikipedia.org

Первые научные исследования Фердинанд Врангель делал в том же Средиземном море. После получения в 1865 году звания лейтенанта его назначили служить на фрегат "Пересвет". На этом судне проводил испытания своего изобретения – "электрического лота" – Э.Х. Шнейдер. Он заметил потенциал молодого Врангеля и пригласил участвовать в опытах. Фердинанд не только сам сделал несколько замеров. Он подробно изучил строение прибора и предложил Шнейдеру варианты усовершенствования нового аппарата.

album_von_dorpat_tkm_0031h_05_crop.jpg

Императорский Дерптский университет (с 1802 г.), Императорский Юрьевский университет (с 1893 г.) — один из старейших университетов Российской империи, ныне Тартуский университет в Эстонии. Фото с сайта wikipedia.org
Императорский Дерптский университет (с 1802 г.), Императорский Юрьевский университет (с 1893 г.) — один из старейших университетов Российской империи, ныне Тартуский университет в Эстонии. Фото с сайта wikipedia.org

Жажда исследований

Опыты окончены, "Пересвет" вернулся домой. Фердинанд Врангель снова идёт учиться: на этот раз он становится слушателем на механическом отделении Академического курса морских наук. Поначалу с обучением Врангелю не везло: спустя год после начала курса он был вынужден уйти по болезни. Но это препятствие не смутило молодого учёного. Как только здоровье восстановилось, Фердинанд стал учеником Николаевской морской академии, её гидрографического отделения.

В ходе обучения в академии Фердинанд Врангель осваивал не только знания отечественных учёных в области гидрографии. В 1868 году, практически сразу после начала обучения, Врангель уехал постигать опыт иностранных коллег. Его учителями были лучшие гидрологи и метеорологии Англии, Германии, Голландии и Соединённых Штатов Америки. Неудивительно, что весь накопленный материал вылился в диссертацию "Об измерении океанских глубин". Врангель опубликовал её в 1872 году.

1920px-naval_institute_of_spb.jpg

Здание Морского кадетского корпуса на набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге. Фото с сайта wikipedia.org
Здание Морского кадетского корпуса на набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге. Фото с сайта wikipedia.org

Большую часть своих исследований Фердинанд Врангель проводил в Азовском и Чёрном морях. Занятие наукой не мешало ему делать успехи в военном деле. В 1875 году Врангель-младший получил звание капитан-лейтенанта, но большую часть его жизни всё равно занимали гидрография и метеорология. Несмотря на успехи в исследованиях и жажду знаний, Фердинанд Врангель никогда не забывал о долге. В Русско-турецкой войне он был флаг-офицером при начальнике обороны Очакова. А после возвращения из зоны боевых действий Врангель стал преподавать: сначала на дому, а потом и в Морской академии.

Черноморская глубомерная экспедиция

"Не подобает России медлить с исследованием того моря, которое в научном отношении мы бесспорно вправе считать нашим внутренним морем" – так пишет Врангель в начале своего доклада, посвящённого Черноморской глубомерной экспедиции. Морское ведомство давно обратило своё внимание на Чёрное море как на объект для исследований: гидрографическая экспедиция на тот момент уже действовала. Но глубоководные изучения не проводились, хотя и были запланированы. Для того чтобы начать гидрологические исследования, Фердинанд Врангель ждал подходящей возможности 18 лет.

chernomoretskl.jpg

Канонерская лодка "Черноморец". Фото с сайта wikipedia.org
Канонерская лодка "Черноморец". Фото с сайта wikipedia.org

И вот – момент настал. Императорское Русское географическое общество дало добро на проведение экспедиции, управляющий Морским министерством Николай Чихачёв выделил канонерскую лодку "Черноморец", бывшую на вооружении Черноморского флота, для проведения глубоководных исследований. Командование экспедицией взял на себя Иосиф Шпиндлер, известный в те времена и ставший легендой метеоролог. Кроме Врангеля на борт "Черноморца" по рекомендации Императорского Русского географического общества был принят Николай Андрусов, геолог Новороссийского университета. Время, выделенное на исследования, – один месяц.

"Черноморец" перед началом экспедиции стоял неподалёку от Греции – лодку пригнали в Николаев сразу, как только было решено готовиться к экспедиции. Иосиф Шпиндлер с помощью инспектора РГО занимался снаряжением: готовил измерительные приборы, договаривался о запасах провизии.

Канонерские лодки в конце XIX века были боевыми кораблями на вооружении русского флота. Небольшой корабль с артиллерийским вооружением, он служил для боёв в прибрежной зоне или для береговой охраны. Для глубомерной экспедиции "Черноморцу" пришлось попрощаться с оружием: всё вооружение было снято, чтобы освободить место для измерительных приборов.

Экспедиция началась 14 июня 1890 года. Маршрут "Черноморца" был следующим: начав путь с Одессы, лодка шла в Севастополь – Врангель уже тогда сделал несколько первых замеров. Следующая остановка – город Константинополь. Дальше путь снова лежал в Севастополь, но уже через Феодосию. Во второй половине экспедиции "Черноморец" шёл в Сухум-Кале и Батум, а завершилась экспедиция снова в Севастополе. Из 26 дней экспедиции 18 дней исследователи были в море и занимались замерами.

"В продолжение двадцати шести дней, от 14 июня до 11 июля, мы были восемнадцать дней на ходу, пробежав в общей сложности около 2500 миль; на этих переходах сделано 60 полных промерных станций, с сериальными наблюдениями температуры и плотности воды, и, кроме того, в тринадцати станциях производили драгировки. Во время переходов наблюдали температуру и плотность поверхностной воды, а И.Б. Шпиндлер производил, кроме того, специальные гигрометрические и анемометрические наблюдения" – так, довольно сдержанно и лаконично, резюмирует своё самое грандиозное путешествие Фердинанд Фердинандович. В ходе исследований он практически точно высчитал среднюю глубину Чёрного моря – около тысячи саженей – и среднюю температуру на каждом уровне воды.

Участие в экспедиции принесло Фердинанду Врангелю не только уважение и известность. В 1892 году, 11 января, за свои исследования в Чёрном море учёный получил малую золотую медаль Императорского Русского географического общества. Кроме этой высокой награды Фердинанд Фердинандович получил несколько государственных знаков почёта: ордена Святого Станислава 1-й и 2-й степеней, Святого Владимира 3-й степени, Святой Анны 3-й степени. За всю свою жизнь Фердинанд Врангель написал несколько фундаментальных трудов по физическим исследованиям на морях, которые стали неоценимым вкладом в развитие российской географии и гидрографии.

Фердинанд Врангель прославился и как биограф. Он подробнейше описывал жизнь своих друзей-учёных. Так, в "Морском сборнике" опубликовали его жизнеописание С.О. Макарова, которое на сегодняшний день является одним из самых полных. Колоссальная работа проделана Врангелем в "Записках по гидрографии": там он поместил множество своих статей. Не без участия Врангеля-младшего издавалось "Руководство для плавания из Кронштадта во Владивосток и обратно" – учёный написал первый выпуск и общие разделы следующих. А всего в серии двенадцать томов.

ascona-735570.jpg

Аскона, юг Швейцарии. Фото с сайта pixabay.com
Аскона, юг Швейцарии. Фото с сайта pixabay.com

Из Императорского Александровского лицея, в котором Фердинанд Врангель был директором, его уволили по болезни в 1896 году. После этого учёный уехал в Швейцарию и жил там до конца дней, оставаясь действительным статским советником. С Врангелем перебралась в швейцарскую Аскону Аделина Минна Монтаги – они были женаты вплоть до смерти учёного в 1919 году.

Арина Краснова