7 апреля 2024 г. на базе ГАУ ДПО «ВГАПО» (кафедра социально-гуманитарных дисциплин и менеджмента в образовании) и муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 12 г. Волжского Волгоградской области» совместно с ЦНППМ и Волгоградским отделением Русского географического общества состоялась региональная конференция со всероссийским участием «Формирование традиционных российских ценностей средствами учебного предмета «География» в условиях реализации ФОП: опыт и перспективы».
Работа конференции проходила на трех секциях:
- Гражданско-патриотическое воспитание школьников;
- Специфика преподавания учебного предмета География на уровне среднего общего образования;
- Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся средствами учебных предметов.
В ходе конференции педагоги представили инновационные практики преподавания географии в школе и поделились современными технологиями формирования функциональной грамотности обучающихся.
Секция №1 проходила на базе ГАУ ДПО «ВГАПО», была посвящена теме «Специфика преподавания учебного предмета География на уровне среднего общего образования».
На пленарном заседании выступили:
- Розка Виталий Юрьевич, к.истор.н, зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин и менеджмента в образовании
- Болотникова Наталия Викторовна, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин и менеджмента в образовании, член Волгоградского отделения РГО, член Совета Волгоградского отделения РГО
Своим опытом поделились педагоги - члены регионального методического актива:
- Антушева Ольга Владимировна, учитель географии МОУ СШ №43 г. Волгоград. Мастер-класс: «Развитие у обучающихся навыков решения профессионально ориентированных задач (на примере организации практических работ по географии в 11 классе», член Волгоградского отделения РГО
- Балябина Любовь Николаевна, учитель географии МОУ СШ №34 г. Волгоград. Мастер-класс «Методические подходы к организации практических работ по географии в 10 классе, направленные на формирование географической грамотности и культуры школьников»
- Потапова Татьяна Николаевна, учитель географии МОУ Гимназия №1, г. Волгоград. Мастер-класс «Особенности изучения учебного предмета «География» на углублённом уровне: из опыта работы МОУ Гимназия №1», член Волгоградского отделения РГО
- Финогенова Варвара Борисовна, учитель географии МОУ СШ №48, г. Волгоград. Обобщение опыта: «Изучение географии в 10 классе (углубленный уровень): требования к предметным результатам ФГОС СОО, организация образовательного процесса»
- Чмож Владимир Алексеевич, учитель географии ГБОУ Волгоградский лицей-интернат "Лидер", г. Волгоград «Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках географии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся»
- Морозова Зинаида Георгиевна, учитель географии Краснодарский край МАОУ СОШ № 3 имени А. С. Пушкина станицы Брюховецкой, «Использование заданий формата ЕГЭ на уроках географии как средство формирования базовых логических умений обучающихся»
На базе МОУ СШ № 12 г. Волжского были организованы секции №2 «Гражданско-патриотическое воспитание школьников» и №3 «Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся средствами учебных предметов»
Проведенные мастер-классы еще раз показали, что при изучении школьных предметов учитель не только вооружает учащихся знаниями и умениями, но и воспитывает культуру поведения в этом мире, осуществляем духовно-нравственное и патриотическое воспитание; формирует и развивает функциональную грамотность.
Каждый учитель использует при этом различные методы и приемы: Варганкина Татьяна Викторовна, учитель истории МОУ СШ № 18 г. Волжский, рассказала о работе музея им. Д.М. Карбышева на базе школы; группа учителей из МОУ Кадетская школа, МОУ СШ № 24, МОУ СШ 12 г. Волжского показали примеры формирования активной гражданской позиции средствами интеграции учебных предметов. Петрова Виктория Николаевна, учитель географии МОУ СШ № 3, член Волгоградского отделения РГО, поделилась опытом конструирования заданий по географии для формирования и развития функциональной грамотности; Варакина Ксения Вячеславовна, Карагичева Евгения Маратовна, учителя начальных классов МОУ СШ № 12, доказали, что применение интерактивной тетради на уроках литературного чтения тоже является средством формирования функциональной грамотности обучающихся; Пащенко Надежда Федоровна, учитель географии МОУ СШ № 35 г и Болтухова Наталья Владимировна, учитель географии МОУ СШ № 14 «Зелёный шум», член Волгоградского отделения РГО, продемонстрировали активное применение интерактивных карт и инфографики при формировании функциональной грамотности на уроках географии.
Высокий профессионализм и уникальные авторские находки, которые продемонстрировали все выступающие, произвели глубокое впечатление на всех участников конференции!