Фотограф Арсений Кашкаров рассказал, как снимать пейзажи

«Живопись тумана и света. Вепсский лес». Фото: Арсений Кашкаров

Ленинградское областное отделение Русского географического общества продолжает публикацию интервью с фотографами — участниками выставки на открытом воздухе "Природа Ленинградской области". Выставка больше месяца экспонировалась в Кингисеппе, а теперь радует жителей посёлка Усть-Луга. Одной из важнейших частей проекта являются пейзажные снимки фотографа Арсения Кашкарова, объехавшего с фотокамерой практически всю Ленинградскую область. Мы побеседовали с Арсением и попросили рассказать о секретах пейзажной фотографии и дать несколько советов юным фотолюбителям. 

Культурно-просветительская программа "Мой край" разработана Ленинградским областным отделением  РГО специально для школьников Кингисеппского района. Инициатор программы компания Nord Stream 2 AG. Программа реализуется в рамках соглашения о взаимодействии между ЛОО РГО и Администрацией Кингисеппского района. В ходе проекта во всех школах района экспертами ЛОО РГО провели семинары по различным отраслям естественных и гуманитарных наук, конкурс детских творческих и исследовательских работ "Знаем и любим свой край" и две выставки: "Природа Ленинградской области" на открытом воздухе и "Затерянные миры Балтики" (о Внешних островах Финского залива) в школах Кингисеппа.

— Арсений, в какое время суток лучше всего снимать пейзажные фотографии?

Вообще, шанс сделать удачные работы есть в любое время дня. Однако в часы заката и восхода шансы самые высокие. В это время небо окрашивается в яркие цвета, а свет наиболее удачен для съемки пейзажа. Это период принято называть режимным временем. Причем сумерки, когда солнце уже находится за горизонтом, порой даже более ценны, чем сам закат.

Отдельно хочу сказать про съемку зимних пейзажей. В декабре и январе световой день очень короткий и солнце не поднимается высоко над горизонтом. Поэтому снимать эффектные пейзажи можно на протяжении всего дня.

51880993_1048468898688372_4896059286314024960_o.jpg


«Карстовая река Рагуша». Фото:Арсений Кашкаров

— Назовите пять самых интересных, по Вашему мнению, мест в Ленинградской области для пейзажной фотосъемки.

Отвечать на этот вопрос мне особенно приятно, потому что здесь считаю себя экспертом. За время работы над своим фотопроектом, посвящённым природе Ленинградской области, я изъездил наш регион вдоль и поперек и посетил, наверное, не меньше сотни локаций. И практически в каждом месте я находил интересные для съемки моменты. Вот, на мой взгляд, пять самых интересных для пейзажиста мест: остров Гогланд, Вепсский лес, Выборгские шхеры, Тосненский водопад и сфагновые болота. Ландшафты болот настолько интересны и разнообразны, что выделить среди них какое-то одно конкретное место я не могу. Поэтому я объединил их одним собирательным названием.

46084820_985703861631543_6907455418071515136_o.jpg


«Копорские водопады». Фото: Арсений Кашкаров

- На заходном стенде выставки "Природа Ленинградской области" находится ваша фотография "Вепсский лес", снятая с очень необычного ракурса. Как Вам удалось это сделать?

На первый взгляд может показаться, что эта работа сделана с квадрокоптера, однако опытный фотограф сразу же поймет, что это не так. Фотография сделана на большом фокусном расстоянии, а современные дроны пока не снабжаются такой оптикой. Секрет кадра прост: я рано утром забрался на вышку сотовой связи и встретил там восход. Конечно, я был в том месте не первый раз и заблаговременно хорошо подготовился. Поднявшись на вышку, я уже примерно знал, что я увижу, и какие сюжеты я буду снимать. Большую роль сыграло везение. Такой кадр невозможно получить в любой день, здесь важно состояние: туман, утренний свет и тёмная туча на горизонте.

44907344_976276719240924_354211471934095360_o.jpg


«Ящерские скалы». Фото: Арсений Кашкаров

— Какие советы Вы бы дали начинающему фотографу-пейзажисту? На что обратить внимание?

Первое: для начинающего пейзажного фотографа самое главное — как можно быстрее получить ценные удачные кадры. Это вдохновляет и мотивирует. Самый простой способ создать достойные фотоработы – отправиться в фототур с профессиональным фотографом пейзажистом. Здесь, кроме вдохновения, вы сможете получить необходимые знания по теории и практике фотосъёмки. Второе: не следует пытаться быть оригинальным. Просто снимайте осмысленно то, что вам нравится. Четко представляйте, чем именно вы хотите поделиться, делая тот или иной кадр. Третье: снимайте много, не жалейте затвор фотокамеры. Большинство навыков вырабатываются только с опытом. Четвёртое: учитесь обрабатывать фотографии. Это очень важно.

— Какая техника необходима для начинающего фотографа пейзажиста? Что он должен знать и уметь?

Кто бы что не говорил, а без профессиональной техники никуда. Жанр пейзажной фотографии очень требователен к техническим возможностям фотокамеры и качеству объективов. Если у вас не хватает денег на новый комплект, советую обратить внимание на вторичный рынок. Иногда очень достойный экземпляр можно купить вдвое дешевле нового.

 Минимальный комплект пейзажиста:

  1. Фотокамера профессионального уровня, желательно полнокадровая;
  2. Стандартный зум-объектив со средним фокусным расстоянием (например, 24-70);
  3. Запасной аккумулятор и карта памяти;
  4. Штатив с шаровой головой, выдерживающий вес не менее 5 кг.;
  5. Монитор с  ips-матрицей;
  6. Комплект комфортной одежды и обуви, соответствующий условиям съемки.

А вот, перечень знаний и навыков, которыми вам придётся в срочном порядке овладеть:

  1. Навыки работы с камерой и съемки в ручном режиме;
  2. Базовая обработка фотографий, в первую очередь конвертация из raw формата;
  3. Навыки построения композиции;
  4. Понимание света и различных состояний природы.

2.jpg


«Дубравы у деревни Велькота». фото: Арсений Кашакров

— Чем, по вашему мнению, интереснее снимать пейзажи — обычной камерой или же квадрокоптером, и почему?

Да, я действительно немного снимал с квадрокоптера, но пока что я остаюсь приверженцем традиционной пейзажной фотографии. А причина в следующем. Видя прекрасный пейзаж, я испытываю совершенно особенное, непередаваемое эмоциональное состояние, и у меня возникает сильное желание запечатлеть увиденное и поделиться своими эмоциями с другими. А при съёмке с дрона, я вижу сюжет только на экране своего телефона, и подобного эмоционального состояния не возникает.