Фотограф Юлия Втюрина рассказывает о секретах макросъемки

Юлия Втюрина. "Макромир. Скользящие"

Продолжаем публикацию интервью с фотографами — участниками выставки "Природа Ленинградской области", которая экспонируется в посёлке Усть-Луга. Мы поговорили с одним из ведущих макрофотографов России — Юлией Втюриной, победительницей многочисленных фотоконкурсов, человеком, оказавшем большое влияние на развитие отечественной макрофотографии в последние годы. Она рассказала об особенностях макрофотографии и дала несколько советов начинающим фотографам.

qo0qfgxfkbe.jpg


Юлия Втюрина. фото: Артем Кириллов

- Что бы Вы посоветовали снимать начинающему макро-фотографу, который живет и снимает в Ленинградской области?

- Не буду советовать снимать для начала что-то простое, да и если хочется получить правда интересные кадры, а не фото-факт, простого не существует. Вовсе не бывает. Независимо от того, насколько макро-фотограф "начинающий", снимать нужно то, что хочется, за что взгляд цепляется. Будут растения — хорошо, только не думайте, что с ними легко работать. А захотите начать с махаона — почему нет. В результате многочисленных проб и неизбежных ошибок поймете, что особенно вам нравится, появятся новые идеи, выработается собственный стиль.

makromir_v_pribrezhnoy_trave.jpg


Юлия Втюрина. "Макромир. В прибрежной траве"

- На что нужно обратить внимание юному фотографу-натуралисту, подающему свои работы на серьезный фото-конкурс?

- Для начала внимательно прочитать правила, внимательно и лучше не один раз. Это совет от человека, который не только принимает участие в международных фото-конкурсах, но и неоднократно был в жюри. Посмотреть фотографии, занявшие призовые места и вышедшие в финал ранее на данном конкурсе. Это важно, так как у многих конкурсов есть своя специфика. Если на одном больше ценится художественная составляющая, то на другом — техничность и/или уникальность сюжета. Не увлекаться обработкой фото, хотя об этом вы прочтете в правилах. Быть смелее в выборе работ для подачи, немного риска не помешает. А еще попросите кого-то просмотреть выбранные для конкурсов снимки. Лучше не только фотографа. Часто мы излишне критичны или слишком самоуверенны. Свежий взгляд не будет лишним.

- Есть ли в макрофотографии свои законы и правила? И нужно ли их обязательно соблюдать для художественного снимка?

- Про законы и правила вопрос сложный. Скажу так, самые интересные снимки получаются тогда, когда начинаешь их нарушать. Но, чтобы нарушить правило, надо его знать. Так что придется начать с изучения этих самых законов и правил, принятых в изобразительном искусстве. И лишь после, отступая на шаг-другой за их рамки, вы сможете, не разрушая художественности снимка, сделать его ярче, запоминающееся, интереснее.

Тут есть одно но: мы все же говорим о фотографии природы. И есть закон, который не имеет прямого отношения к художественности, но нарушать его нельзя. НЕ НАВРЕДИ! Пускай это старейший принцип медицинской этики, но в отношении живой природы он более чем правомерен. Ни один кадр не стоит смерти или мучений живого существа!

makromir_osenniy.jpg


Юлия Втюрина. "Макромир. Осенний"

- Лето и весна - традиционный "сезон" для макросъемок. Но есть ли в нашем регионе интересные объекты для съемки зимой?

- Говоря о традиционных "сезонах" для макросъемок, не стоит забывать и про осень. Чудесные краски Ленинградской области и замечательные многочисленные грибы вам в помощь. А зима дарит нам отличную возможность поработать, к примеру, с текстурами. От кристаллов льда на опавшей листве в бесснежное время до игры света и тени на снежном покрывале. А вы видели, как выглядит верховое болото в первые утренние заморозки? Так что количество объектов в регионе для съемки зимой ограничено только нашей фантазией.

- Ваши любимые объекты для макросъемки?

- Растения. Особенно первоцветы. И ещё разнообразные фактуры, коих в природе великое множество.

makromir_pod_pologom_sosen.jpg


Юлия Втюрина. "Макромир. Под пологом сосен".

- Что из фотографической техники Вы бы посоветовали начинающем у макро-фотографу?

- Думаю, начинать лучше с макрообъектива. Он позволит быстрее и четче изучить и понять все особенности съемки крупным планом. А потом уже можно экспериментировать. И я из тех фотографов, кто рекомендует пользоваться штативом, хотя бы на первых этапах макросъемки. Статичная, но вдумчивая работа способствует проработке художественной составляющей снимка. Поймете, что это не для вас, найдете свой путь, а пока мы только начинаем.