Фотоохота на кабанов, или как снимать диких животных вблизи

Маленькие защитники. Фото: Фёдор Лашков
Маленькие защитники. Фото: Фёдор Лашков

Многие из нас не раз задавались вопросом, как фотографам удаётся снимать диких животных вблизи? Ведь звери пугливы, а иногда и опасны, они не готовы позировать людям. Но у профессионалов есть свои секреты... О них сайту РГО рассказал фотограф Фёдор Лашков, вышедший в финал фотоконкурса РГО "Самая красивая страна" в номинации "Эти забавные животные" со снимком "Маленькие защитники".

Год назад, в феврале 2019 года, фотохудожник Фёдор Лашков отправился в Андроповский район Ставропольского края, чтобы поснимать новорождённых кабанят. На снимке, сделанном в окрестностях горы Брык, входящей в перечень особо охраняемых природных территорий краевого значения, Фёдор запечатлел удивительную картину: две мамы-кабанихи отдыхают, прижавшись друг к другу, а между ними греются месячные поросята. Подобраться к кабанам близко фотограф сумел благодаря помощи местного егеря, который прикармливает животных зимой.

560537.jpg

Фото: Фёдор Лашков
Фото: Фёдор Лашков

Фёдор Лашков: "Егерь повёз меня к месту прикормки кабанов. Он знал, в какое время лучше приехать и где встать, чтобы фотографировать, не беспокоя животных. Кабаны уже привыкли к егерю и вели себя с ним естественно. Сам я сидел на земле, практически заслонённый егерем, и не двигался. Поросята с любопытством наблюдали за мной, охраняя покой мам. Стоило мне немного шевельнуться – маленькие охранники сразу, тревожным хрюканьем, подавали сигналы взрослым".

Съёмка диких животных может быть опасной и это важная причина, по которой фотографам стоит обращаться за помощью к сотрудникам заповедников.

Фёдор Лашков: "Во время съёмки я был на расстоянии примерно 15 метров от животных. Благодаря защите егеря, я не переживал об опасности. Хотя, на самом деле, взрослые кабаны с малышами – это самые опасные животные на юге России".

Фёдор Лашков полагает, что сотрудничество с заповедниками – обязательная часть работы фотографа дикой природы, которая приносит выгоду обоим сторонам.

Фёдор Лашков: "Я работаю в заповедниках только по приглашению – когда директора зовут меня поснимать природную территорию. Директор организует всё, что нужно для съёмок. Взамен я отдаю заповедникам полученный фотоматериал. Заповедники используют снимки для альбомов, выставок, сувенирной продукции. Так что две стороны всегда довольны сотрудничеством. И я считаю, только так фотографы должны работать на заповедных территориях".

512598.jpg

Фото: Фёдор Лашков
Фото: Фёдор Лашков

По мнению Фёдора Лашкова, сопровождение егеря важно не только для получения эффектных кадров и безопасности, но и для того, чтобы фотограф случайно не нанёс заповедной природе непоправимый вред.

Фёдор Лашков: "Самый худший фотограф – тот, который приезжает на заповедную территорию без приглашения, скрытно, как браконьер. Таким образом он может нанести вред животному миру. Например, был случай, когда фотограф снимал гнездование краснокнижных птиц на одном озере в Ставропольском крае. Он приплыл на остров, где гнездятся пернатые, поставил палатку. Птицы боялись фотографа, но кормление птенцов всё же закончили. Однако на следующий год на этот остров птицы уже не прилетели. Единственное место в тех краях, где их можно было встретить, осталось пустым. Так что жаль, что в России нет организации, которая могла бы за этим следить".

Фотограф поделился еще одним секретом удачного кадра, и это – терпение. Чтобы сделать несколько эффектных снимков, Фёдор Лашков провёл в засидке не один час.

Фёдор Лашков: "Всего мы с егерем провели на этой съёмке около четырёх часов. И это еще повезло! Сначала кабаны играли, и их сложно было поймать в кадр, но в какой-то момент всё же успокоились и легли отдыхать. В этот момент сложилась композиция, история".

О технике. Для съёмок Фёдор Лашков использовал:

  • Фотоаппарат – Canon EOS 5D Mark III;
  • Объектив – EF100-400mm f/4.5-5.6L IS USM;
  • Выдержку – 1/800 sec;
  • Диафрагму – F/5.0;
  • Фокусное расстояние – 170mm;
  • Чувствительность – ISO 500.

565157.jpg

Фото: Фёдор Лашков
Фото: Фёдор Лашков

Обстоятельный подход к съёмкам, терпение и бережное отношение к природе принесли свои плоды. Получившуюся фотографию оценили как обычные зрители, так и члены жюри фотоконкурса "Самая красивая страна". В рамках выставок РГО снимок путешествует по России и зарубежным странам.  

Фёдор Лашков: "Когда я обработал снимки, то сразу понял, что эта история удачная: есть эмоции животных, есть композиция. Поэтому с минимальной обработкой я готовил эту работу на конкурс. Снимок стал популярным в социальных сетях, на фотосайтах. У людей хороший и позитивный оклик на неё".

С предыдущими историями удивительных фотографий, выходивших в финал фотоконкурса "Самая красивая страна" в разные годы, можно познакомиться, перейдя по ссылкам внизу страницы.

512608.jpg

Фото: Фёдор Лашков
Фото: Фёдор Лашков

Фотоконкурс "Самая красивая страна" – проект Русского географического общества, посвящённый сохранению дикой природы России и воспитанию бережного отношения к окружающей среде. Впервые он состоялся в 2015 году. За пять лет на сайт проекта photo.rgo.ru загрузили более 440 тысяч снимков. В правилах конкурса нет ограничений по возрасту и месту жительства участников. Главное условие – на фотографиях должна быть запечатлена Россия. Выставки работ участников фотоконкурса регулярно проводятся в нашей стране и за рубежом.

14 октября стартовал приём работ на VI фотоконкурс "Самая красивая страна". Приём работ продлится до 16 февраля 2020 года.