Прошлым летом школьники и педагоги одной из школ г. Орлов в Кировской области совместно с членами Кировского отделения РГО провели совместные исследования интересного объекта – выхода соленых вод на дневную поверхность – весьма редкого явления для Вятского края. В этой связи студенты ВятГУ обратились к профессору Алексею Прокашеву с просьбой поделиться впечатлениями о прошедшем лете, традиционно используемым им для вылазок в мир Природы.
- Алексей Михайлович, Вы знаете, что 6 января считается днем воспоминаний о летних путешествиях. Расскажите, пожалуйста, где Вы побывали истекшим летом, какими впечатлениями Вам бы особенно хотелось поделиться в этот день?
- Вы правы, я действительно стараюсь набраться летом новых впечатлений; они очень обогащают личный опыт и помогают в профессиональной научной и педагогической работе. Прошедшим летом у меня было турне по северо-западу европейской России и ряду стран Западной Европы. Но сегодня хотелось поделиться с Вами впечатлениями о том, что может вызвать удивление буквально у себя под боком. Речь пойдет об одной совместной миниэкскурсии, на которую нас с коллегами – членами РГО – пригласили воспитатели одной из школ г. Орлов.
- Чем же интересен этот объект?
- Дело в том, что в ходе эколого-географических изысканий учителями и школьниками спецшколы г. Орлов был обнаружен самоизливающийся источник подземных вод. Он привлек их внимание прежде всего своими солеными на вкус водами и местоположением – на узком правобережном участке поймы реки Вятка, прижатом к коренному склону водораздела. Источник расположен примерно в 2-3-х километрах к юго-западу от райцентра. Известно, что выходы соленых вод крайне редко встречаются на территории вятской земли. Она расположена далеко от знаменитых Березниковского и Соликамского месторождений солей в Пермском крае, где такие воды местами разгружаются в долины местных рек. Мне приходилось лично наблюдать их под г. Соликамск в 2024 г., но это далеко от нашего края.
- А где у нас в Кировской области есть такие явления?
- В вятском крае соленосные месторождения, подобные соликамским, в толще осадочного чехла не известны. Правда в ряде мест геологами и краеведами обнаружены случаи самоизлива солоноватых вод. Таковы река Трубная-Солоная в Нагорском районе – правый приток реки Вятка, река Байса близ селения Соль-Грязь в Лебяжском районе, Большедубровские минеральные источники в Унинском районе. Все они отнесены к числу гидрологических памятников природы Кировской области и даже частично используются в целях самолечения местными жителями. Добавим сюда и Нижнеивкинские минеральные источники сульфатно-кальциевых вод в Куменском районе, на базе которых функционирует санаторий, широко известный в РФ. Они частично разгружаются у подножий береговых склонов и на дне р. Ивкина.
- Получается, что учителя со школьниками открыли еще одно местонахождение выходов соленых вод, редких для вятской земли?
- Более того, на первый взгляд, можно допустить и более смелую мысль: не является ли этот источник индикатором наличия крупного месторождения галоидных солей, подобных пермским?.. В то же время возник и ряд сомнений, поскольку родник был расположен в странном окружении – между старичными озерами вятской поймы. В одно из них стекали родниковые воды и осолоняли его (рис. 1).
- Тогда что вызывало сомнения?
- Действительно, возникли и некоторые сомнения! Как правило, выходы пресных или, реже, солоноватых вод обычно наблюдаются у подножий береговых склонов, где они высачиваются или изливаются в речки, ручьи, днища логов и оврагов. В нашем случае до коренного берега было достаточно далеко – не менее 500 м. Абсолютные высоты орловского правобережья составляют 163-165 м над у. м., а меженный уровень воды в вятском русле – около 94-95 м. Таким образом перепады относительных высот составляют примерно 70 м. В достаточно влажном районе наблюдений, с коэффициентом увлажнения 1,2 на глубинах до 100 м и более обычно залегают пресные воды с малой минерализацией, чаще всего не более 0,5 г/л. К тому же известно, что в составе поверхностных пермских отложений, слагающих местные водоразделы, отсутствуют соленосные. В береговых родниках в г. Орлов вода пресная, вполне пригодная для питья (рис. 2, 3).
- А был ли определен химический состав вод?
- Разумеется, были выполнены гидрохимические анализы, которые показали, что вода в источнике имеет следующие параметры: реакция – рН 7,7, минерализация – 16,2 г/л, химический состав – хлоридно-сульфатный кальциево-магниево-натриевый. Подобный состав достаточно характерен для минеральных вод Вятско-Камского Предуралья и, в частности, близок к нижнеивкинским источникам.
- Интересно, с каких глубин могли поступить соленые воды?
- Ответить на этот вопрос помогли материалы геологических исследований. Известно, что в позднем палеозое вятская земля входила в состав суперконтинента Пангея. Периодически она заливалась мелководными, т. н. эпиконтинентальными морями. Деградируя, они сокращались до соленых лагун. В морской воде и лагунах накапливались соли в виде известняков и доломитов, гипсов и ангидритов и некоторых других. Позднее они были погребены многими сотнями метров континентальных, лишенных солей, песчано-глинистых пород, принесенных к нам с Урала. Правда в течение мезозоя и кайнозоя они подвергались размыву атмосферными водами. Ныне соленосные породы залегают в среднем на глубинах более 100-150 м, ближе всего в долинах крупных рек, глубоко врезанных в междуречья.
- Какие именно горизонты могли быть источником солей?
- Анализ гидрогеологических материалов показал, что питание рассматриваемого источника должно обеспечиваться водоносными горизонтами, приуроченными к кровле средней перми. Это интервал от уржумских до нижнеказанских толщь, залегающих на глубинах около 200-250 м.
- Может быть эти воды поднялись по тектоническим разломам в долину Вятки, ведь, судя по картам район наблюдений находится в зоне Вятского рифта, где случаются землетрясения?
Мы обсуждали такую гипотезу, но отбросили её. Если бы причиной рождения были тектонические факторы, то следовало ожидать не точечного, а линейного – мочажинного – излива минерализованных вод, чего не было фактически. Смущала и геометрически правильная круглая, форма родника, косвенно указывающая на его искусственное – буровое – происхождение. Мне лично приходилось наблюдать такие искусственные источники, например, в п. Лальск Лузского района, и севернее, в долине р. Сухоны на Вологодчине.
- Тогда с какой целью могла быть пробурена скважина?
- Скорее всего с целью поиска подземных пресных или минеральных вод, а возможно и нефти; ведь выгоднее производить их разведку именно в долинах рек, где ближе всего к поверхности располагаются качественные подземные воды. Необходимы опросы местных старожилов, чтобы уточнить этот вопрос.
- А можно ли использовать эту соленую воду в практических целях?
- Как и воды Нижнеивкинской здравницы орловская минеральная вода, судя по составу, может рассматриваться в качестве потенциально рекомендуемой для профилактики и лечения заболеваний желудочно-кишечной системы. Но для этого надо провести дополнительные анализы состава солей, например, на содержание ряда микроэлементов – фтора, бора, брома, иода и др. Заслуживает внимания и состав сапропеля, образующегося на дне берегов осолоняющегося озера. Подобные органо-минеральные вещества формируются в анаэробной среде в присутствии сульфатно-натриевых солей. При соответствующих медико-биологических заключениях озерные илы могут быть пригодны для грязелечения, устранения кожных болезней и других недугов, хотя бы в местных масштабах.
- Благодарим Вас за возможность познакомиться с очень интересными краеведческими изысканиями орловских педагогов и школьников!
- При случае, я переадресую им Вашу благодарность, а лично Вам рекомендую следовать их примеру, развивать интерес к родному краю и его дальнейшему познанию. Окружающий мир полон загадок и ждет пытливых исследователей, чтобы раскрыть им свои тайны!








