Экспедиционный центр Русского географического общества Сибирского федерального округа отправился на поиски затонувшего английского парохода Thames, пришедшего на Енисей в 1876 году.
Кроме того, в ходе экспедиции члены Русского географического Общества – историки, преподаватели Сибирского государственного аэрокосмического университета Николай Карелин и Александр Гончаров – планируют определить место зимовки и захоронений российских моряков с клипер-бота «Северное сияние», погибших в 1876–1877 годах.
Участники экспедиции на катамаране намерены пройти по маршрутам исследователей Северного морского пути XIX века на Енисее и в Енисейском заливе от Туруханска до острова Диксон, чтобы обнаружить и описать сохранившиеся памятники судоходства и научной деятельности первых Карских экспедиций.
[[{"attributes":{},"fields":{}}]]
История освоения Северного морского пути – длительный, многовековой процесс в котором принимали активное участие как российские, так и иностранные исследователи. В XIX веке по Северному морскому пути (Карскому морскому пути) были осуществлены первые успешные грузоперевозки из Европы в Сибирь. Эти экспедиции носили преимущественно коммерческий характер и происходили в период с 1874 по 1899 год.
[[{"attributes":{},"fields":{}}]]
Одним из первых исследователей Северного морского пути был известный английский мореплаватель Джозеф Виггинс. Он несколько раз пытался пройти по Карскому морю. Наконец в 1876 году это ему удалось. Его британская паровая яхта «Темза» – первое паровое судно, зашедшее в Енисей. В 1877 году пароход сел на мель в районе современной Игарки. «Темза» могла сняться с мели только сбросив графит, подаренный местным купцом Михаилом Сидоровым за открытие входа в Енисей. Но и это не помогло, судно оказалось примерзшим днищем к грунту. Виггинс умудрился продать пароход енисейским пароходовладельцам и отправить команду сухим путем в Англию. Темзу же затопило во время весеннего паводка. Как ни странно, именно с этой паровой шхуны начался отсчет погибших на Енисее кораблей .
В одно время с «Темзой», в 1877 году, потерпел бедствие и другой пароход – шхуна «Северное сияние». Этот корабль был отправлен купцом Сидоровым в Санкт-Петербург с образцами местной древесины, научными коллекциями для столичных университетов, птицами и зверями для Петербургского зоологического сада. Командовал шхуной «вольный шкипер» Давыд Шваненберг, команда состояла из штурмана Густава Нумелина, фельдшера Чеснокова, матросов Табурина и Короткова. Осенние штормы и морозы заставили шхуну встать на зимовку у Мало-Бреховских островов.
Местный чиновник из-за ссоры со шкипером запретил населению продавать на судно продукты. Экипаж поразила цинга, в живых остались только Шваненберг, покинувший свою команду до болезни, и Нумелин. Шхуна, поврежденная весенним ледоходом, была брошена.
[[{"attributes":{},"fields":{}}]]
Задача экспедиционного центра Русского географического общества Сибирского федерального округа – определить местоположение затонувшего английского парохода Thames, пришедшего на Енисей в 1876 году. Кроме того, планируется определить место зимовки и захоронений российских моряков с клипер-бота «Северное сияние», погибших в 1876–1877 годах, а также установить на этом месте мемориальный крест.
Участники экспедиции планируют исследовать остатки портовой инфраструктуры карских экспедиций 1876–1919 годов в устье Енисея и в Енисейском заливе. Экспедиция стартовала 5 июля и продлится месяц.
Юлия Комиссаренко