Географический десант

Наша первая научная экспедиция: выдвигаемся! Фото предоставлено КОО РГО

В последнюю неделю июня членами Кировского областного отделения Русского географического общества, преподавателями и студентами ВятГУ был организован полевой географический практикум с учащимися и учителями естественно-научного профиля Стуловской средней школы Слободского района. Организаторами стал председатель Отделения Прокашев Алексей Михайлович и член РГО Русских Галина Анатольевна, которые изложили своё видение проделанной работы.

Подобный практикум – составная часть работы членов РГО на педагогических площадках, организованных в школах ряда районов Кировской области. Его цель – привитие школьникам устойчивого интереса к географии, а основная задача – формирование у них навыков самостоятельной проектно-поисковой исследовательской деятельности. Ввиду уменьшения часов на географию в современной школе наблюдается тенденция к сокращению времени на практические работы учащихся, что влечёт за собой разрыв теории и практики в обучении. Одним из путей преодоления данного недочёта могут стать проектно-исследовательские формы работы на основе концепции адаптивной, индивидуализированной работы со школьниками.  Базу для экспериментальной работы предложил директор Стуловской средней школы Чурин Андрей Рафаилович. В соответствии с замыслом были разработаны теоретико-методологические психолого-педагогические подходы по вовлечению учащихся в исследовательскую деятельность и разработаны конкретные методики и план организации самостоятельных географических исследований силами учеников среднего звена под научным руководством профессиональных географов-педагогов и студентов-тьюторов кафедры географии в содружестве с учителями д. Стулово. 

Программа включала выполнение системы камеральных и полевых работ. На вводном этапе учащиеся знакомились с географическими особенностями Слободского района и окрестностей д. Стулово, методами организации полевых географических исследований, отрабатывали навыки чтения географических карт, знакомились с полевым оборудованием и техникой безопасности при работе на местности. После этого, разбившись на несколько звеньев наш отряд двинулся в близлежащие окрестности деревни для изучения природных комплексов местного южнотаёжного ландшафта северной части Вятских Увалов.

02_za_opisaniem_lesnoy_facii.jpg


За описанием лесной фации. Фото предоставлено КОО РГО

Слободской район был выбран не случайно. Это одна из весьма интересных с географической точки зрения территорий области. На её примере учащиеся получают реальные представления о сложной истории развития природы на протяжении ряда поворотных этапов, начиная от протерозойской эры – около 2,5 млрд лет назад – до последнего, голоценового, этапа включительно, когда здесь сформировались ландшафты современного типа.

Вот только некоторые из примеров географической самобытности данного района: протерозой – оформление устойчивого кристаллического фундамента; рифей (1,5 млрд лет назад) – крупный раскол и погружение фундамента вдоль Вятского палеорифта, разделившего тектоническим расколом почти по меридиану вятскую землю на западную и восточную половины (в его зоне находится и Слободской район); поздний палеозой – общее опускание фундамента, вплоть до погружения под уровень моря и накопление на его поверхности морских карбонатных, лагунных соленосных (гипсы) и континентальных напластований песчано-глинистых пород, сносимых сюда с высоких в ту пору Уральских гор; мезозой – вспучивание осадочных пород над Вятским палеорифтом с образованием над прогибом возвышенности Вятских Увалов; конец кайнозоя (антропоген, последние 400-10 тыс. лет назад этого этапа) – похолодание, череда ледниковых и межледниковых эпох, погребение древних пород более молодыми,  ледниковыми и водно-ледниковыми песчано-глинистыми наносами, сильный размыв Увалов на севере района рекой Вяткой и оформление здесь Верхневятской низменности и болотных массивов; исторический период – вырубка больших площадей лесов и превращение их в агроландшафты.

03_metodika_opisaniya_pochvennogo_razreza_interesna_dazhe_chetveronogim_issledovatelyam.jpg


Методика описания почвенного профиля интересна даже четвероногим исследователям! Фото предоставлено КОО РГО

Не менее интересен Слободской район в социально-экономическом и культурно-историческом плане. Достаточно сказать, что его уроженец д. Вагинская, Ксенофонт Анфилатов (1761-1820), российский купец, основатель первого в России общественного банка в г. Слободской, организатор первой российской торговой экспедиции в  Северо-Aмериканские Соединённые Штаты  через реки Луза, Юг, Сев. Двина с выходом через Архангельск на Нью-Йорк и другие американские города.

Многое из упомянутого в дни работы в д. Стулово по проекту «Я – географ» было с удивлением и большим интересом встречено школьниками и послужило импульсом для последующей увлечённой поисковой работы в поле по изучению особенностей местных южнотаёжных природных комплексов ранга фаций под лесными и луговыми угодьями.

04_yunye_issledovateli_vyatskoy_prirody_pod_flagom_rgo.jpg


Юные исследователи вятской природы под флагом РГО. Фото предоставлено КОО РГО

В ходе работ ребята заполняли специальные бланки ПТК, где фиксировали особенности каждого из компонентов локальных геосистем, их рельефа, поверхностных геологических отложений, закладывали и изучали почвенные разрезы, отбирали образцы почв для последующих анализов в стенах школы, фиксировали температуры воздуха, воды и почвы, другие метеорологические явления, собирали сведения о видовом составе местных растений, изучали родники, их водообильность и качество воды, устанавливали взаимосвязи между компонентами и фациями, прогнозировали тенденции их дальнейшего развития. Все полевые эмпирические материалы в дальнейшем обрабатывались в школьных кабинетах и оформлялись в итоговые текстовые отчёты по каждому из объектов и дней практикума, несмотря на ненастье, которое решило испытать нас в первый же день, но не испугало юных исследователей.

05_kameralnaya_rabota_opredelyaem_kislotnost_pochv.jpg


Камеральная работа: определяем кислотность почв! Фото предоставлено КОО РГО

На заключительном подведении итогов ребята жаловались только на одно – ограниченная длительность учебных занятий – всего 3 дня, и выразили надежду на продолжение в недалёком будущем начатых работ по изучению природы родного края. Аналогичное мнение выразили и наши помощники – студенты-тьюторы 2 курса бакалавриата Сергей Долотов и Роман Платунов. А пока впереди дальнейшая самостоятельная работа учителей и учащихся Стуловской школы над авторскими проектами, тематика которых также была обсуждена на заключительном заседании и рекомендована для подготовки к предстоящей научно-практической конференции «Природа и общество» в конце 2019 г.


Члены Кировского отделения РГО: А.М. Прокашев,

Г.А. Русских и магистрант ВятГУ И.А. Плехова