География справедливости: почему гора Крузенштерна — это всё-таки гора СГЭ

География справедливости: почему гора Крузенштерна — это всё-таки гора СГЭ География справедливости: почему гора Крузенштерна — это всё-таки гора СГЭ

География — это не только про горы и равнины, моря и озёра. География — это ещё про память и справедливость. Потому иногда истории с наименованиями географических объектов читать интереснее, чем детектив или историческую драму. Примером тому — расследование научного руководителя экспедиции Северного флота и РГО "Главный фасад России" Сергея Чуркина о "пропавшей" горе Крузенштерна. Сегодня мы публикуем иную точку зрения на эту загадочную историю. Её автор — научный руководитель Комплексной экспедиции Северного флота и РГО "Помни войну", ветеран Северной гидрографической экспедиции Алексей КОРНИС. Оказывается, у горы есть официальное название, и оно связано с одной из самых замечательных страниц нашей истории — Северной гидрографической экспедицией.

Крузенштерн на карте

Имя Крузенштерна, безусловно, значимо для нашей истории и географии. Неслучайно в честь мореплавателя в общей сложности названы более 15 географических объектов. В их числе мысы на Аляске, в Канаде и на Курильской гряде (остров Парамушир), есть пролив Крузенштерна, остров Крузенштерна (острова Диомида), горы на Сахалине и в Антарктиде, трог в Тихом океане, два атолла в Тихом океане, озеро в Канаде.

Вид с горы Крузенштерна на Сахалине. Фото: Юрий Цыганков, участник фотоконкурса РГО

Вид с горы Крузенштерна на Сахалине. Фото: Юрий Цыганков, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

Вот и первое картографическое название одной из гор на Новой Земле было названо Фёдором Литке горой Крузенштерна. Однако позже, в середине ХХ века, появилось другое название того же места — гора СГЭ. Сегодня этот официально существующий топоним хотят заменить на тот, что был предложен Литке. Данный материал — попытка поразмышлять о том, насколько это корректно и уместно.

Что такое СГЭ?

Начать стоит с аббревиатуры. СГЭ — это Северная гидрографическая экспедиция, вклад которой в историю изучения Арктики трудно переоценить. Именно благодаря экспедиции были составлены большинство морских навигационных карт Арктики, которыми пользуются до сих пор не только в нашей стране, но и в мире. И это не говоря о том, что сама Новая Земля была по-настоящему картографирована именно благодаря СГЭ. Материалы СГЭ используются и ещё будут использованы для обоснования внешней границы континентального шельфа России в Центральном Арктическом бассейне.

СГЭ возникла не на пустом месте, она — преемница Отдельной съёмки Белого моря и Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО), благодаря которой состоялось последнее Великое географическое открытие — архипелага Северная Земля. Не случайно ведь в библиотеке СГЭ хранились книги из судовых библиотек ледокольных пароходов "Таймыр" и "Вайгач", доставшиеся ей в наследство от ГЭСЛО.

Памятная доска об образовании СГЭ. Фото из архива Алексея Корниса

Памятная доска об образовании СГЭ. Фото из архива Алексея Корниса

О том, что сделала для страны СГЭ, можно говорить долго — достаточно посмотреть на карту, где проходили её исследования. Упомянем лишь только два наиболее значимых периода в её истории: изучение Новой Земли и исследования Центрального Арктического бассейна.

Первые масштабные и подробные гидрографические, топографические, геодезические работы и астрономические измерения вдоль западного побережья островов архипелага Новая Земля были выполнены в 1951–1956 годах именно СГЭ. Создана протяжённая (до 5 тыс. км) опорная сеть геодезических пунктов триангуляции, проведена топографическая съёмка береговой линии шириной до 300 м, с помощью детальной съёмки изучен рельеф дна в проливах, бухтах, заливах, определены якорные стоянки, открыто множество географических объектов, подробной съёмкой обследована вся прибрежная полоса моря шириной до 40 км, проведены наблюдения на 96 магнитных пунктах, а также изучен гидрологический режим восточной части Баренцева моря.

Гидрографическая изученность Северного Ледовитого океана до начала работ СГЭ. Иллюстрация из книги Павла Федотова

Гидрографическая изученность Северного Ледовитого океана до начала работ СГЭ. Иллюстрация из книги Павла Федотова "Гидрографы в Арктике и Антарктике"

Указанные работы были сопряжены с огромным риском и самоотверженностью и сопоставимы с подвигом, так как выполнялись участниками СГЭ впервые в очень сложных арктических условиях, на значительном удалении от своих архангельских баз, в местах, имеющих очень сложный высокогорный рельеф местности, сочетающийся с ледниковыми массивами.

Гора СГЭ: официально и научно

В память об этом подвиге имя доблестной экспедиции в виде аббревиатуры было присвоено безымянному (на тот момент это факт) географическому объекту — самой высокой горе острова Северный архипелага Новая Земля. Основание — решение исполнительного комитета Архангельского областного совета депутатов трудящихся от 13 октября 1958 года (№739–267).

Прежде чем попасть на карты, название СГЭ обсуждалось в архангельском отделении Русского географического общества. Вряд ли географы той эпохи, которые отличались скрупулёзностью и принципиальностью, поддержали бы эту инициативу, если бы, во-первых, имя Крузенштерна действительно было на картах, а во-вторых, сама Северная гидографическая экспедиция не пользовалась бы серьёзным авторитетом и не имела бы соответствующих заслуг.

Решение исполкома Архангельского облсовета о присвоении имени СГЭ горе на острове Северный архипелага Новая Земля

Решение исполкома Архангельского облсовета о присвоении имени СГЭ горе на острове Северный архипелага Новая Земля

"Более 50 названий с координатами, кратким описанием происхождения имени было представлено весной 1958 года на заседании учёного совета филиала Географического общества в Архангельске. Тогда в дискуссии участвовали Г. Я. Наливайко, К. П. Гемп, И. К. Вылко; от СГЭ — А. К. Жилинский, С. К. Немилов, П. П. Федотов. Рассмотрев и обсудив, комиссия одобрила наше «Представление названий по Новой Земле», а Архангельский областной совет депутатов трудящихся утвердил своим решением новые имена. Так на картах появились новые названия: мыс Павла Зайцева, мыс Ивана Малышева, мыс Крокодил (мыс с похожим очертанием), бухта Коралловая, гора СГЭ…"

Павел Федотов "Гидрографы в Арктике и Антарктике"

Росреестр, как хранитель географических наименований, внеся имя в каталог в июне 2022 года, признал, что отсутствие ранее на топографических картах горы СГЭ — это всего лишь недоразумение, казус, который надо было исправить.

Отдельно отмечу, что нельзя согласиться, будто название СГЭ "не прижилось" у географов. Гора СГЭ не позднее 1975 года появилась на государственной морской навигационной карте (адмиралтейский номер 11 122).

Отсутствие её на других картах тоже имеет объяснение. Просто гора находится относительно далеко на суше, а потому не может быть отображена на достаточно узкой прибрежной полосе, попадающей в пределы морской карты. При этом наличие топонима в лоции является определяющим для подтверждения факта его существования.

Имя СГЭ имеется и в таких пользующихся заслуженным уважением у полярных географов изданиях, как "Имена на карте Арктики" Георгия Аветисова и "Архипелаг Новая Земля. История, имена и названия" Льва Саватюгина.

Продолжение подвига

Уже после решения Архангельского облсовета, на рубеже 1950–1960-х годов, перед военными гидрографами правительство поставило задачу в кратчайшие сроки получить материалы, подробно и качественно отображающие рельеф дна в Центральной Арктике.

В 1961–1992 годы было проведено 29 высокоширотных воздушных экспедиций. Исследованиями была покрыта площадь в 4317 тыс. км2 (более 90% площади бассейна), на которой было измерено эхолотами 21 120 глубин, получено сейсмозондированием 11 426 глубин. На периферии Арктического бассейна, где невозможно было работать авиадесантным методом, с 1963 по 2000 год были проведены комплексные исследования с подводных лодок. Было выполнено 39 походов на 31 подводном корабле. Кстати, плавание подводной лодки "Ленинский комсомол", впервые всплывшей на Северном полюсе, также обеспечивал гидрограф СГЭ.

17 июля 1962 года. Атомная подводная лодка

17 июля 1962 года. Атомная подводная лодка "Ленинский комсомол" всплывает в районе Северного полюса. Фото: архив Гидрографической службы Северного флота

В ходе исследований были выделены новые объекты: котловина Подводников, отрог Геофизиков, рифтовая долина Гидрографов и одна из самых крупных форм рельефа дна в районе хребта Гаккеля — гора Ленинского Комсомола, получившая название в честь первой советской атомной подводной лодки, достигшей Северного полюса. Высота горы над дном океана достигает 5 тыс. м.

Главными научными результатами проведённых комплексных исследований являются установление чрезвычайной молодости океана, выделение внутри него материкового моста, соединяющего противоположные края шельфов Евразии и Северной Америки и состоящего из системы поднятий и опусканий дна. Этот материковый мост как бы делит в сегодняшнем морфоструктурном плане Арктический бассейн на три геологически разные провинции: Евразийскую, Центрально-Арктическую и Канадскую.

На основе полученных материалов специалистами Центрального картографического производства Военно-морского флота и Всероссийского научно-исследовательского института геологии и минеральных ресурсов Мирового океана создана карта "Рельеф дна Северного Ледовитого океана". За выдающееся мастерство работа была удостоена диплома Международной картографической ассоциации.

СГЭ на Новой Земле

СГЭ на Новой Земле

Большая группа офицеров и инженерно-технических работников за мужество, проявленное при выполнении исследований, отмечена правительственными наградами.

За разработку и внедрение в практику работ новых методов исследований группа участников удостоена звания лауреатов Государственной премии СССР. А сама СГЭ в 1969 году внесена в Книгу почёта Северного флота. 3 декабря 1975 года за выдающиеся труды в области географических наук экспедиция была награждена дипломом Географического общества СССР.

Благодаря усилиям СГЭ Северный Ледовитый океан считается теперь самым изученным океаном планеты.

"Блуждающая" гора

Примечательно, что "перемещение" в 1871 году горы Крузенштерна севернее от места, установленного Литке, произошло не только на отечественных картах, но и на голландских. Совпадение? Вряд ли. Но кто "позаимствовал" ошибку, мы никогда не узнаем.

Надо сказать, что топоним гора Крузенштерна был "забыт" не с середины 30-х годов прошлого века, а значительно раньше. В материалах по изучению Новой Земли экспедицией 1910 года под руководством знаменитого исследователя Севера Владимира Русанова при осмотре губы Глазова ни разу не упоминается гора Крузенштерна. Если бы она была в описательных документах побережья, это выглядело бы довольно странно, ведь речь идёт о самой большой горе острова Северный.

Участок карты Новой Земли, составленной экспедицией Владимира Русанова. 1910 год

Участок карты Новой Земли, составленной экспедицией Владимира Русанова. 1910 год

Нет этой горы и на карте, сопровождающей отчёт. Поэтому неудивительно, что члены Северной гидрографической экспедиции посчитали её безымянной.

Мы не подвергаем сомнению вывод Сергея Чуркина о том, что гора Крузенштерна — это именно та самая гора, которую видел Литке. Но червячок сомнения всё-таки немного точит: указанная им широта места даёт ошибку более чем в 40 миль (около 75 км), что, согласитесь, даже по тем временам ошибка очень большая.

И это не единственная причина сомневаться. Рядом с той горой Крузенштерна вместо полуострова Адмиралтейства показан остров. Да, так изначально считал Баренц, но Литке занимался прицельной описью берегов. Несомненно, что идущие следом картографы, натыкаясь на эти несоответствия, искали им объяснения, что и вылилось в "блуждание" горы по карте. Литке, как и любой человек, мог ошибаться.

Топоним, который невозможно повторить

Появление на карте Архангельской области горы Крузенштерна в текущих реалиях вторично, поскольку горы с таким наименованием уже есть на Сахалине и в Антарктиде. В отношении Сахалина это полностью оправданно, так как Иван Фёдорович во время своего кругосветного путешествия участвовал в описании острова.

Очевидно, имя Крузенштерна на Новой Земле появилось лишь как дань уважения к заслугам "первого русского плавателя вокруг света", что, конечно, очень значимо, но с Севером и Арктикой никак не связано.

В свою очередь, СГЭ — это часть истории не просто Заполярья, но именно Архангельской области, поскольку период расцвета экспедиции и основные её достижения были связаны с Архангельском.

На данный момент есть только один материальный памятник, увековечивающий подвиги легендарной экспедиции, — это как раз гора СГЭ. И теперь это имя предлагается с карт убрать.

Информационный столб на главной базе СГЭ. Фото: архив Гидрографической службы Северного флота

Информационный столб на главной базе СГЭ. Фото: архив Гидрографической службы Северного флота

Вроде бы есть формальная причина. Современное российское законодательство не предусматривает возможность присвоения географическому объекту имени организации, к тому же в виде аббревиатуры (статья 7 Федерального закона "О наименованиях географических объектов" от 18.12.1997). Однако закон, как известно, обратной силы не имеет, в том числе в отношении наименований. Поэтому у аббревиатуры СГЭ есть все права сохраниться. Ведь существует, например, остров Известий ЦИК!

А вот повторить подобное наименование будет уже невозможно. Если предлагаемое коллегами решение будет принято, то имя Крузенштерна появится в отечественной географии ещё один раз, а имя СГЭ исчезнет. Навсегда. Как будто и не было этого славного этапа в науке, да и в жизни страны.

Карта Центрального Арктического бассейна после работ СГЭ

Карта Центрального Арктического бассейна после работ СГЭ

В 2012 году СГЭ расформировали, однако поспешность этого решения была достаточно быстро признана. В 2015-м экспедицию восстановили под новым именем — Арктическая океанографическая экспедиция.

Справедливо и символично

В 2024 году Северной гидрографической экспедиции исполнится 100 лет. Переименование горы СГЭ в канун такого юбилея вряд ли будет выглядеть достойно.

До сих пор живы те, кто внёс вклад в изучение Арктики в составе Северной гидрографической экспедиции. Сегодня мы все гордимся этим подвигом. Но неужели только на словах?

Мне кажется, весьма символично и в высшей степени справедливо, если у самой высокой горы Новой Земли с координатами 75°10,5' с. ш. и 57°49,6' в. д., абсолютной высотой 1547 м останется её нынешнее название — в честь организации, которая внесла огромный вклад в дело картографирования Арктики.

Новая Земля. Фото: Владимир Онопко, участник фотоконкурса РГО

Новая Земля. Фото: Владимир Онопко, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

В свою очередь, имя Крузенштерна без ущерба для уже сложившейся топонимики можно присвоить любой другой близлежащей горе Новой Земли. Например, с высотной отметкой 1226 м, максимально близко расположенной к горе на карте Литке — нынешней горе СГЭ. Вполне корректный компромисс, тем более что точные координаты горы Крузенштерна, в отличие от горы СГЭ, никогда не были установлены. Такое решение не будет противоречить законодательству. Даже информацию в справочниках менять не придётся.