Сегодня, в День геолога говорим с автором популярного паблика «Занимательная геофизика» доцентом кафедры нефтегазовой геофизики факультета нефтегазовой инженерии Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) Ольгой Зеливянской о том, насколько романтична эта профессия и помогает ли знание о том, где залегают драгоценные металлы и минералы, стать богачом.
Ольга Евгеньевна, вопрос как к автору одного из лучших в стране пабликов о геофизике — «Занимательная геофизика» — преподавателю ведущего в северокавказском регионе университета. Как считаете, исчезла ли романтика профессии геолога и насколько она популярна у молодых?
Что касается романтики, то, конечно, наша специальность ею овеяна, но главное – это всё-таки конкретный человек. Если человек в душе романтик, то он и в офисе найдёт для себя частичку романтики. А если человек чистый прагматик, то никакие горы, тайга или бескрайние просторы не смогут высечь искру в сердце, человек просто будет делать своё дело, а природные условия воспринимать как фон.
Чем геолог прошлого века отличается от современного. Если раньше это был этакий Индиана Джонс, который много путешествовал, то сейчас геология — это работа в полях или скорее в офисе?
Когда я много лет назад по воле случая попала на факультет нефти и газа, то при слове «геолог», конечно, представляла что-то вроде - комары, палатка, борода, молоток.
Если не брать в расчет комаров, которые являются признаком не профессии, а климата, то конечно, технологически всё очень серьезно изменилось. Теперь вместо молотка используются сложные геофизические приборы, поэтому есть место и полевым исследованиям, и офисным, как у нас это называется, камеральным работам.
Какими минералами и полезными ископаемыми богат наш регион?
Как представитель факультета нефтегазовой инженерии остановлюсь на жидких и газообразных полезных ископаемых.
Прежде всего, Ставрополье — это даже не нефть и газ, а уникальный регион Кавминвод с более чем 130 источниками минеральных вод с разнообразным составом и лечебными свойствами.
Если говорить о нефти, это восток Ставрополья. В окрестностях города Нефтекумска нефтяные месторождения разрабатываются уже более 70 лет. Ставропольская нефть - одна из самых «сложных» в нашей стране, требует постоянного внедрения передовых технологий.
Крупнейшее в мире Северо-Ставропольское подземное хранилище газа (ПХГ) было создано на базе Северо-Ставропольского газового месторождения, которое являлось одним из богатейших в СССР и эксплуатировалось в пятидесятых-семидесятых годах прошлого века. После истощения месторождения, на его базе было создано ПХГ, природный газ в котором хранится в естественных геологических структурах на глубине порядка 1 км.
Посоветовали бы вы своему ребенку идти в геологи? В чем плюсы этой профессии? Как можно достойно зарабатывать?
А я и советовала своей старшей дочери идти в геофизику. Частично она прислушалась к моему совету, но пошла по более сложному пути и поступила на прикладные математику и физику. У меня большие надежды на то, что мы совместно будем моделировать геофизические процессы.
Перечислю плюсы профессии геолога. Во-первых, она актуальна. Во-вторых, разнообразна. Применение можно найти и в разведке полезных ископаемых, и в экологии, и в инженерных изысканиях, то есть изучении верхней части геологического разреза, что предваряет строительство зданий, сооружений, дорог и так далее.
В нашей профессии можно очень достойно зарабатывать. Многие наши выпускники едут в Западную Сибирь, на Север, потому что в тяжёлых природных условиях заработки выше. Кто-то потом возвращается к нам «на юга», потому что специальность востребована и всегда хорошо оплачивается.
Скажите по секрету, геологи, наверное, очень богатые люди? Ведь они знают где искать золото?
Мне кажется, сами слова «нефть» и «газ» — синоним высоких зарплат. Поэтому все выпускники факультета нефтегазовой инженерии, работающие по специальности, зарабатывают выше среднего. Насколько — это зависит от конкретного предприятия.
Ну, и да, и мы знаем, где и что искать…
И последний вопрос. У Вас наверняка есть личная коллекция минералов. Какой экспонат у Вас самый дорогой и самый ценный для Вас?
Коллекционирование не относится к числу моих хобби. У меня есть несколько образцов, но это не минералы, а окаменелости. Мне их подарил наш палеонтолог Шерстюков Михаил Петрович. Он автор уникальной коллекции, которую передал СКФУ, создав палеонтологический отдел Геологического музея университета.
Но хобби у меня тоже есть. Это мой канал «Занимательная геофизика». Ему я отдаю свой досуг. Иногда меня спрашивают, когда успеваю писать посты, неужели в рабочее время? Нет, пишу их по выходным и сразу на неделю или две вперед.
Спасибо, Ольга Евгеньевна, за интересное интервью. Дам его почитать сыну, может, надумает идти в геологи… Анна Мартын, для СКФУмедиа.
Справочно: Ярегское месторождение (Республика Коми) - единственное в России место, где человек имеет возможность проникнуть внутрь нефтяного пласта. Добываемая там нефть - тяжелая и высоковязкая, поэтому технология добычи предусматривает закачивание в пласт раскаленного пара, разогревающего нефть до жидкого состояния. Поэтому, в отличие от большинства нефтяных месторождений, Ярега эксплуатируется не скважинным, а шахтным, точнее, термошахтным способом.
Ссылки на канал «Занимательная геофизика»: https://t.me/geophysics_zanimatelno