Геопортал РГО опубликовал коллекцию атласов по экономике Российской империи

Геопортал РГО опубликовал коллекцию атласов по экономике Российской империи Геопортал РГО опубликовал коллекцию атласов по экономике Российской империи

На Геопортале Русского географического общества опубликованы коллекции социально-экономических атласов Российской империи, изданных на рубеже XIX–XX веков. Они содержат подробную информацию о развитии промышленности различных регионов, состоянии сельского хозяйства, численности населения и другие социально-экономические показатели.

Особенностью опубликованных коллекций является то, что они включают статистические атласы не только отдельных регионов, но и путей сообщения, в которых отражены перемещения как всех грузов в целом, так и товарооборот отдельных отраслей хозяйства. Автор этих произведений — Блиох Иван Станиславович, русский банкир, экономист и статистик, активно поддерживавший развитие железнодорожного транспорта в Российской империи.

Хотя первая пассажирская железная дорога в России была открыта в 1837 году и была шестой по счёту в мире, ко второй половине XIX века охват железнодорожной сети в масштабах страны всё ещё был небольшим. В развитии железнодорожного транспорта активно участвовали частные предприниматели, одним из которых был и Иван Блиох.

Во второй половине XIX века всё ещё существовало множество страхов и предрассудков, связанных с железной дорогой. Именно поэтому представленные в коллекции атласы демонстрировали важность и экономическую целесообразность дальнейшего развития данного транспорта в Российской империи.

Графическая таблица передвижения пшеницы и пшеничной муки по русским железным дорогам и водяным сообщениям в 1874 году

Графическая таблица передвижения пшеницы и пшеничной муки по русским железным дорогам и водяным сообщениям в 1874 году

Одной из самых примечательных коллекций опубликованного собрания атласов является издание "Опыт статистического атласа Российской империи". Его автор — генерал-лейтенант Алексей Афиногенович Ильин, известный русский картограф и издатель, заведовавший одноимённой литографией.

Алексей Ильин выпустил множество важных картографических произведений: карта Азиатской России, Атлас всех частей света и другие. Одним из самых значимых его трудов является "Опыт статистического атласа Российской империи", изданный в 1874 году. В издании — 45 листов тематических карт, на которых отображены ключевые социально-экономические показатели развития производства, сельского хозяйства и состояния населения.

При подготовке атласа использовалось множество материалов из различных ведомств: Центрального статистического комитета, Военно-Топографического отдела и Военно-учёного комитета Главного штаба, Департамента торговли и мануфактур и других ведомств. Такой подход обеспечил полноту и точность содержания атласа.

Карта важнейших отраслей промышленности Европейской России

Карта важнейших отраслей промышленности Европейской России

 

Помимо социально-экономических атласов территории Российской империи в разделе также опубликован Экономический атлас Северной Маньчжурии. Он был издан в 1931 году Экономическим бюро Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).

КВЖД, построенная в 1896 году между Читой и Владивостоком, фактически была южной веткой Транссибирской магистрали. Её пути проходили по территории Маньчжурии — довольно слабо населённого региона, социально-экономические сведения о котором были ограниченны. Потребность в новых данных для дальнейшего развития железной дороги послужила одной из основных причин создания атласа, карты и схемы которого отражают основные экономические показатели.

Распределение лесных площадей в Маньчжурии

Распределение лесных площадей в Маньчжурии

Опубликованные коллекции социально-экономических атласов отражают развитие промышленности, сельского хозяйства и состояния населения в пределах Российской империи, а также дают информацию о развитии транспортной сети и грузоперевозок. Представленные в коллекциях материалы были составлены на основе обширной информации из различных ведомств и статистических данных, что позволяет использовать их и в наше время при исследовании динамики социально-экономического развития различных регионов России.