Герои и артефакты Албазинского городища

Археологи Албазинской экспедиции завершили раскопки массового захоронения-скудельни на территории первого русского поселения на Амуре – Албазинского острога. При расчистке погребения были найдены две серебряные монеты "чешуйки", медные и свинцовые пуговицы с остатками ткани и ниток, бронзовые накладки, ружейные кремни, хорошо сохранившийся нож, около десятка пар кожаной обуви, фрагменты шапки.

Скудельня в виде жилой полуземлянки была обнаружена, частично изучена и законсервирована ещё в прошлом году. Завершение её изучения стало первой задачей Албазинской экспедиции в новом сезоне, который проходит при грантовой поддержке Русского географического общества.

Первое упоминание об Албазинском остроге относится к сентябрю 1650 года, когда русский исследователь Ерофей Хабаров с отрядом казаков без боя занял городок, принадлежащий даурскому князю Албазе. Укрепив поселение, казаки обосновались там и назвали его Албазинским острогом. После зимовки отряд ушёл, предав городок огню. Спустя пятнадцать лет здесь снова появились русские казаки, крестьяне и промысловики. Но пограничный Албазин постоянно атаковался маньчжурскими отрядами.

В 1685 и 1686 годах острог держал осаду против многотысячного манчжурского войска, вошедшую в историю как "Албазинское сидение". В результате Албазин оказался на китайской территории и был покинут русскими. И только через полторы сотни лет, во времена нового освоения русскими Приамурья, здесь была основана казачья станица, сегодня – село Албазино. Остатки Албазинского городища, расположенные на мысу, сохранились до настоящего времени и представляют собой ровную площадку, окружённую с трёх сторон невысоким валом.

Останки павших албазинцев лежали в землянке вплотную в несколько ярусов. Археологи обнаружили останки 64 человек. В течение прошлой недели были извлечены костные останки нескольких десятков человек. Точное число погибших удалось определить лишь по зубам, которые сохраняются лучше всего.

"Среди погребённых было, как минимум, 13 детей и подростков, возраст самого младшего – меньше года. Нами были обнаружены также детские зубы с признаками, характерными для представителей монголоидной расы, что может свидетельствовать о смешанных браках албазинцев с местным населением", – рассказала участница экспедиции, антрополог-одонтолог Центра физической антропологии Института этнологии и антропологии РАН Наталья Лейбова.

В верхнем слое погребения были найдены два гроба, и опять же, судя по зубам, в одном из них были погребены ребенок 4–5 лет и подросток 14–15 лет, а в другом – подросток 15–16 лет. "Оба подростка, судя по схожести рельефа зубных коронок первых коренных зубов и уменьшенным формам вторых верхних резцов, возможно, были родственниками. Ребёнок, предположительно, также был их родственником", – сообщила Лейбова.

Она отметила, что на коронках зубов подростков нет задержки формирования эмали, которая характерна для большинства других погребённых и свидетельствует о пищевом стрессе, испытанном в детстве. "Очевидно, они были рождены в семье с достатком, хорошо питались и мало болели, об их высоком социальном статусе свидетельствует также то, что они единственные из всех были похоронены в гробах", – подытожила сотрудник Центра физической антропологии.

После окончания работ на скудельне археологи разбили новый раскоп в границах Албазинского острога. Экспедиции предстоит масштабная и интереснейшая работа.

В сентябре 2015 года, когда полевой сезон завершится, планируется провести торжественную церемонию перезахоронения останков защитников острога.

"Албазинская экспедиция" организована Фондом "Петропавловск" совместно с Центром по сохранению историко-культурного наследия Амурской области в 2011 году. Полевой сезон 2015 года проходит при поддержке Русского географического общества и Министерства культуры России.

В экспедиции принимают участие учащиеся школ различных районов Амурской области, для которых разработана учебно-воспитательная программа "Копатыч", включающая лекции по истории России и Приамурья, занятия по древним ремеслам и полевой археологии. На раскопках также работают студенты вузов Амурской области, практиканты и волонтёры.