"Голубое ожерелье" Прибелья

Одним — рыбалка, другим — сплав

Из рек популярны и хорошо освоены наиболее крупные — Белая и Бирь. Из озер привлекательны и посещаемы Шамсутдин, Узеть, Кулеш, Ширень и ряд других. Но интересуют они бирян и наших гостей в основном возможностью отдыха и рыбалки. А вот со сплавом по ним дело обстоит несколько сложнее. А не помочь ли в этом вопросе туристам? Пусть бороздят озерные глади по уже разработанному маршруту! Ведь одна из задач РГО — освоение и рекомендации новых маршрутов для любителей разных видов внутреннего туризма.

Обитель коршунов и цапель

Итак, задумано — сделано. Разворачиваем уже видавшую виды "километровку" Бирского района. И взгляд невольно привлекает голубая петля из озер, так удачно расположившихся почти рядом с трассой Бирск—Уфа—Янаул, в 20 километрах от нашего города. И не просто петля, а этакое голубое кольцо, лазурное ожерелье, прильнувшее небесно-синей "цепочкой" протоков, названных истоками, к ласковой и нежной груди красавицы Агидели. А состоит это ожерелье из двух больших озер — Дикого и Яланкуля. Между ними связующее звено из небольшого озерка Узункуль.

Дикое — довольно странное имя для водоема. Как пояснил местный краевед Фарит Рахимов, раньше его называли Урманкуль (в переводе "лесное озеро"). Дикое находится в 18 километрах к юго-востоку от Бирска, рядом с селом Угузево. По происхождению — старица реки Белой, протянувшаяся на четыре километра. Питается атмосферными осадками, родниками. Впадают в него небольшие речки Таулинка, Кезгенде.

Расположено Дикое в живописной, довольно глубокой котловине. Берега поросли лесом. В южной части над озером красиво возвышается гора Татарская с отметкой около 100 метров высоты от уровня моря. Озеро широкое, в ветреную погоду по нему гуляют большие волны. В озере водится рыба, очень много птиц — уток, коршунов, белохвостых орланов. Чаще всего можно встретить по берегам серых цапель. И это легко объяснимо. Ведь недалеко от водоема на высоких соснах разместилась их колония из более полусотни огромных гнезд. Часто встречаются и белоснежные лебеди-шипуны — крупные красивые птицы, занесенные в Красную книгу. Северная и южная части Дикого в летнее время сильно зарастают водорослями и мало пригодны для сплава.

Рай для лебедей

Озеро Яланкуль почти в два раза длиннее Дикого, мелководно сильно заросшее. Эта бывшая старица Белой изогнулась то ли серпом, то ли жирной пиявкой. Лично мне форма больше напоминает змею, этакую кобру, угрожающе склонившую верхнюю часть туловища в сторону села, словно предупреждая: "Осторожнее, люди! Хозяйка озера — это я!". И не зря, ведь по одной из версий его название происходит от башкирского "елан", что значит "змея". По другой версии "ялан" — степь, открытое место, то есть что-то вроде "степного озера".

Оно соединено заросшей протокой под названием Исток с Диким и далее с озером Кадровым и рекой Белой. Здесь настоящий рай для всевозможных водных и околоводных птиц. Особенно полюбили его лебеди, которых мы видим в окружении бесчисленных зеленых островков. А вот и цепочка из молодых утят, явно второго выводка, шустро переплывает широкое озеро недалеко от нашей лодки. Прекрасен Яланкуль в его северной части. Здесь и свободная от растений водная гладь, живописный крутой правый берег, поросший душистым разнотравьем. Есть и удобные места для стоянок и ночлега со столиками, скамеечками, пенечками для отдыха. Вверх по склону ведут грунтовые дороги и тропы, по которым можно подняться или проехать к трассе, чтобы завершить свое озерное "кольцо".

Преодолевая переволоку

Хмурым и ветреным утром в середине августа мы выгрузились со всем своим снаряжением на полянке у озера Дикого. Быстро накачали двухместные лодки, в третью погрузили туристский скарб. И вот первые гребки веслами по серо-голубой воде озера с приличными волнами от холодного северного ветра. К счастью, ветер попутный, и мы довольно быстро продвигаемся к южной части водоема, мимо его лесистых, темно-зеленых берегов. Тревожно кричат чайки, испуганно взлетают из камышей серые цапли.

Дикое… Неужели тебя так назвали за неуютные берега твои, за ту трагедию с белым лебедем, о которой рассказал мне местный пасечник во время первого моего посещения озера? Позже был застрелен, по словам рыбаков, и второй лебедь, не пожелавший покинуть эти места. К счастью, белоснежные птицы, занесенные в Красную книгу и находящиеся под охраной закона, все еще встречаются на водоемах "голубого ожерелья". Правда, мы их видели только издали. А вот Вячеслав Котов, проплывший на байдарке за неделю до нас с двумя своими спутниками, сумел заснять пролетавшую мимо них стайку шипунов.

Оставим воспоминания. Как бы не пропустить то место, которое можно назвать перешейком, а еще лучше, переволокой. Это, не побоюсь сказать, изюминка нашего сплава, которую вряд ли можно еще встретить так удачно расположенную на других наших озерах. Здесь Дикое и Яланкуль, словно двое влюбленных, стремятся слиться в страстных объятиях друг друга. Хотели, но так и не смогли. Застыли на расстоянии всего лишь около ста метров. Хороший ориентир по карте — гора Татарская на правом берегу Дикого. От нее и нужно перетаскивать лодки на берег Яланкуля. С трудом находим более-менее удобное место для высадки. Делаем снимки зеленой "тюбетейки" Татарской, причудливых коряг на болотистом берегу Дикого.

А погода разгулялась! Тепло, солнечно. Словно "небесная канцелярия" решила преподнести нам подарок и показать красоту переволоки во всем ее великолепии. То и дело мы опускаем лодки с рюкзаками на травку, чтобы сделать снимок цветущего разнотравья. Женская половина с восторгом уминает душистую спелую клубнику.

Несостоявшееся знакомство

Решаем плыть вверх по Яланкулю, в сторону Угузево. Плыть? Да это все равно что ломиться по густой чащобе леса без единого просвета. Южный берег озера зарос сильнее, чем у Дикого. Лавируем зигзагами, как заяц, путающий свои следы от собаки. Смеркается. Небосвод окрасился изумительными красками заката. С трудом обнаруживаем проход на левом берегу и затаскиваем свое снаряжение на высокий берег, под кроны дубов-патриархов. Здесь сухо, полно валежника и… о чудо! Дима Белоногов находит под кустами ивняка крохотный ручеек с чистой водой. Этот ручеек "жизни" мы назвали "Димкин родничок". Гречка с тушенкой была аппетитна как всегда, чай из трав душист и ароматен. Ночь в уютных палатках, почти без комаров и в теплых спальниках, прошла незаметно.

Зато утро преподнесло нам неприятный сюрприз. Нет, дождя не было, поднявшееся солнце разогнало сизые туманы над водой и луговинами. Зато дул сильный северный ветер. Вдобавок он был еще встречным, что стало непреодолимым препятствием для наших легких резиновых лодок. К счастью, недалеко от нас на огромной поляне собирала дикую клубнику семья местных жителей. Наша женская половина сплавщиков сумела уговорить владельца "Нивы" подбросить нас до Угузево.

Проезжая мимо озера, мы были очарованы открывшимися пейзажами: вода голубая и чистая, середина водоема почти свободна от тростников. Зеленые тропинки на правом берегу, спускающиеся к озеру, кое-где оборудованные стоянки говорили о том, что эта часть Яланкуля посещаема и удобна для рыбаков и туристов. И, держу пари, не только у меня, но и у моих друзей, было одно и то же желание: "Мы еще вернемся к тебе, Яланкуль!"

Верное средство — байдарка

Так все и произошло. Через несколько дней, на этот раз в ясную тихую погоду, мы снова оказались на берегах озера, но в его северной части. Правда, несколько в ином составе. Яланкуль был прекрасен, особенно с высокого берега. Сидя под огромным осокорем мы подводили итоги и давали оценку "голубому ожерелью". Привожу здесь авторитетное мнение Вячеслава Котова, опытного туриста-пешеходника, с которым прошли не одну сотню километров по горам и весям России.

— Да, озера красивые, флора и фауна богата и уникальна, — заключил Слава. — Дикое в его большей части пригодно для сплава, кроме северного и южного концов. То же и с Яланкулем. Но это озеро, можно сказать, медленно, но верно стареет. Для их прохождения лучше всего подойдет байдарка. Лодки и катамараны менее пригодны, да и то лишь в тихую погоду. Громоздкий плот исключен. Время для сплава? Предпочтительнее весна и осень, когда меньше водорослей в воде. Летом тоже хорошо, но не везде. Имеет ли право этот озерный маршрут на жизнь? Однозначно — да. И мы с вами, думаю, это доказали, познакомив бирян и наших гостей, потенциальных туристов, еще с одним чудесным уголком природы.

Валерий Киселев