Горная Монголия: на грани тысячелетий

Пастухи всегда выходят навстречу путешественникам

Среди малоизвестных российским путешественникам до недавнего времени горных районов было и большое «белое пятно» в Центральной Азии. Территория эта относится к Алтайской горной системе и простирается от высокогорного плато Укок на севере (Россия) до хребта Гобийский Алтай на юге (Монголия), от реки Черный Иртыш на западе (Китай) до города Кобдо на востоке (Монголия). Лишь редкие путешественники достигали ее окраин. Достаточно сказать, что последняя из известных экспедиций в этот район состоялась под руководством В.В. Сапожникова в далеком 1906 году и была организована Российской академией наук

tri_gruppy_ostancev_na_hrebte_munh_hayrhan_uul_.jpg


Три группы останцев на хребте Мунх Хайрхан уул

В течение последнего десятилетия внимание путешественников всего мира к Монголии неуклонно растет. Связано это, в том числе, и с отменой въездных виз для многих стран.

prekrasnaya_tropa_v_ushchele_r._yolyn-bulak.jpg


Прекрасная тропа в ущелье р. Ёлын-Булак

Особенно большой интерес проявляется к ее северо-западной части. Это самая высокогорная часть Монголии и здесь расположено более двадцати вершин - «четырехтысячников».

В течение нескольких лет тульские путешественники и туристы под флагом РГО осваивают горные районы Монгольского Алтая. Готовится большой материал об итогах походов шести групп по массивам Турген-Ула, Хархира-Ула, Цамбагарав-Ула, Таван-Богдо-Ула, Сутай-Ула, Сайрын-Ула, Мунх-Цаст, Мунх. Пройдены ледники Гране, Александры, Потанина, Роборовского. Открыты, преодолены и классифицированы десятки новых горных перевалов. В общей сложности пешком и на катамаранах преодолено около 2500 км, собран богатый познавательный материал.

В частности, изучены большие группы уникальных останцев на хребтах Ёлын Шил и Мунх Хайрхан уул, определены их точные координаты.

В этих местах проходит Вал Чингисхана длиной около 250 км, и путешественникам удалось пройти значительный его участок, начинающийся от гор Цамбагарав Ула и простирающийся по пустынной местности к западу от реки Ховд до большого озера Их-Цаган-Нур.

Уникальная находка сделана участниками экспедиции у подножия одного из ледников. Изо льда вытаял целый «склад» деревянных стрел, копий, костяных наконечников и других артефактов. Помимо сотен стрел и иного древнего оружия найдены и устройства для добывания огня трением. Возможно все это – остатки некоего арсенала или мастерской мастера-оружейника. Удивляет, сколько же нужно было затратить труда, чтобы обработать столько костяных изделий, отполировать, высверлить отверстия! Даже сейчас при хорошем оборудовании это не так-то просто.

Открытым перевалам, в соответствии с принятыми правилами, давали местные названия, лишь одному перевалу дали название «Перевал Роборовского».

Всеволод Иванович Роборовский – последний представитель школы Пржевальского. Его отличал стиль исследователя-первопроходца в самом классическом виде. По комплексу научных результатов (географических, зоологических, ботанических, этнографических и др.) его экспедиции в Китай и Монголию вошли в золотой фонд Русского географического общества. Ни одна из других экспедиций не была столь результативной. Этот подвиг Роборовского был отмечен Константиновской медалью – высшей наградой Русского географического общества.

v_nachale_avgusta_mongoly_nachinayut_kochevat_vniz_na_zimnie_pastbishcha.jpg


В начале августа монголы начинают кочевать вниз на зимние пастбища

Подробный отчет об экспедиции в Монголию еще впереди, но о жизни людей здесь можно уже сделать краткий вывод. Она в этих местах течет с библейской размеренностью, и единственное достойное внимания событие – сезонные перегоны скота. Каждое лето бесчисленные стада верблюдов, овец, коз, лошадей, сарлыков и их пастухи с детьми и домашним скарбом от зимних стоянок поднимаются на высокогорные пастбища Монгольского Алтая. В августе они возвращаются вниз. И так тысячи лет. А может быть и десятки тысяч лет. Конечно, бывают и другие события – рождения и смерти, и даже похищение женщины или скота, но последнее случается крайне редко, ибо жесткие социальные и религиозные барьеры сдерживают страсти: каждый делает лишь то, что делали до него его предки...

А. Э. Миллер