Город над вольной Невой

С самого основания Северной столицы её жители пили воду из Невы. Не изменилась ситуация и теперь. Источником 98 % питьевой воды является Нева, разве что воду из реки — на берегах которой десятилетиями работают промышленные предприятия, разнообразием которых всегда славился Ленинград-Санкт-Петербург — стараются очищать по лучшим и признанным во всем мире  стандартам. Систему местной очистки не раз признавали лучшей в России, а если посмотреть отчёты Роспотребнадзора и ГУП "Водоканал" — гиганта-монополиста, занимающегося всем, что связано с водозабором, распределением, очисткой, стоками и их фильтрацией, создаётся впечатление, что петербургская вода близка к идеалу.

В современном мире питьевая вода очень редко бывает чистой, даже если течёт из водопроводного крана, несмотря на то, что государственные учреждения, призванные контролировать её чистоту, заявляют о "полном соответствии стандарту". Дело в том, что, во-первых, на муниципальных водоочистных станциях контролируется качество той воды, которая вытекает из большого "крана" Водоканала, а не той, которая достигает кухонного смесителя. Что происходит с водой между этими точками, часто остаётся на совести коммунальных служб. Во-вторых, сами "стандарты" (СанПиН — Санитарные Правила и Нормы), отражают концентрации вредных веществ, которые государство обязуется поддерживать. Учитывая тот факт, что водоподготовка — процесс затратный, экономические законы зачастую оказываются "фундаментальнее" химических и биологических.

Итак, попробуем для начала разобраться, что же представляет из себя главный источник питьевой воды Петербурга с точки зрения географии.

Река Нева вытекает из Ладожского озера и впадает в Финский залив. На её берегах расположены 4 города — Санкт-Петербург, Шлиссельбург, Кировск и Отрадное. В Неву впадает 26 рек и речек. Городской водопровод в Петербурге работает уже больше полутора сотен лет — в состав комплекса входят 9 водопроводных станций, 198 повысительных насосных станций и сеть трубопроводов длиной почти 7 тыс.км. Вода из Невы проходит обработку на пяти крупных водопроводных станциях: вместо хлора используют гипохлорит натрия, а потом ультрафиолетовую обработку.

Основные источники загрязнения Невской воды

Как было сказано выше, исторически сложилось, что Санкт-Петербург является не только культурной столицей России, но и её крупным промышленным центром, на территории которого находятся десяток крупных и в несколько раз больше мелких промышленных предприятий. Такие гиганты, как АО "Силовые машины", крупнейшие судостроительные предприятия "Балтийский завод", "Адмиралтейские верфи", завод "Алмаз" находятся не просто в черте города, они расположены практически в центре северной столицы на берегах Невы! Однако и в город река приходит уже достаточно загрязнённой.

Нева входит в единую водную систему Северо-Запада России, соответственно качество воды в ней определяется тем, насколько правильно организована очистка воды, сбрасываемой в Ладогу, Ильмень, Онежское озеро и связанные с ними водоёмы во всех регионах Северо-Запада. На своём пути невская вода вбирает в себя промышленные и коммунальные сбросы населённых пунктов (Невский судоремонтный завод в г.Шлиссельбурге стоит как раз на пути невского потока в акваторию Петербурга), смываемую дождями химию с сельскохозяйственных полей, а также другие загрязнения.

В посёлке Синявино, например, что в 30 км от Петербурга, расположена знаменитая Синявинская птицефабрика, продукция которой известна не только в России, но и за рубежом. Отношение руководства птицефабрики к соблюдению экологических норм видят все жители расположенных в этом районе поселений. Органика (а попросту жижа), плывущая вдоль дорог, примыкающих к ангарам фабрики, уже стала привычным атрибутом здешних мест. Также на поверхностные воды Ленинградской области негативно влияет использование фермерскими хозяйствами минеральных удобрений, которые загрязняют почву тяжёлыми металлами и токсинами.

Источники загрязнения не ограничиваются административными границами населённых пунктов и муниципалитетов, и проблема качества воды рек и озёр требует поиска глобальных решений. И тут нельзя не остановиться отдельно на особых факторах, наносящих медленный накапливающийся многолетний ущерб экологии питьевой воды и соответственно, здоровью жителей Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург — единственный город в России, где сжигают иловый осадок сточных городских вод, а в них собрана вся таблица Менделеева. В 2018 году наш город попал в тройку регионов с самой грязной почвой. Почти 30% образцов земли, взятых в городе, не соответствовали нормам. В них обнаружили превышение концентраций меди, кадмия, цинка, свинца, бензопирена и никеля.

Ленинградская атомная станция (ЛАЭС), город Сосновый Бор, 70 км от Санкт-Петербурга, расположена на берегу Финского залива. Для охлаждения реакторов осуществляет забор воды из Копорской губы Финского залива, куда, собственно и сбрасывает обратно технически отслужившие воды. А с ними в Финский залив поступают нефтепродукты, сульфаты и разумеется, пусть и в малых дозах, но и радионуклиды, такие как цезий-137 и кобальт-60, хотя последние и идут с жидкими стоками в отдельные фильтрохранилища, откуда отфильтрованные попадают в специальные подземные шламоотвалы, как сухие захоронения. Если посмотреть карту подземных вод Ленобласти, становится ясно, что при такой разветвлённой сети водных источников малейшая прореха в процессе фильтрации несёт существенные риски загрязнения водного бассейна региона.

Мусорный полигон в посёлке Красный Бор, 47 км от Санкт-Петербурга. Полигон занимается хранением и обезвреживанием отходов химической, медицинской и прочих промышленностей I, II и III класса опасности. Открылся он в 1969 году и с тех пор в его котлованах скопилось более 2 млн.тонн жидких и твёрдых отходов. Официально его деятельность остановлена в 2014 году. Последние годы не хватало мощностей, осенью и весной жидкие ядовитые отходы буквально выплывали наружу из прохудившихся резервуаров.  Российские экологи уже на протяжении десятка лет бьют тревогу, ведь Красный Бор в течение многих лет выбрасывал в атмосферу 35 видов вредных веществ: бензопирен, диоксин, формальдегид, свинец, кадмий, ртуть… Сточные и ливневые воды за пределами полигона постоянно были загрязнены химически опасными соединениями. Превышения по некоторым веществам составляли от 75 до 3000 ПДК. Наконец, в начале 2022 года было принято решение о начале работ по ликвидации накопленного вреда на полигоне Красный Бор. Этим займутся структуры Росатома, специализирующиеся на работе с радиоактивными отходами.

Вернёмся в Санкт-Петербург. Новость о том, что система водоочистки в Санкт-Петербурге была признана лучшей в России (2014 год) порадовала городских чиновников, но довольно скептически была воспринята жителями Санкт-Петербурга. У многих из нас есть своё мнение о качестве питьевой воды из-под крана, мягко говоря, не совпадающее с результатами рейтинга. Попробуем разобраться, какова же в реальности наша вода, какую воду можно пить, а какую следует фильтровать и очищать, как вообще обстоят дела в Водоканале Санкт-Петербурга.

Чтобы довести качество питьевой воды до соответствия нормам, Водоканал Санкт-Петербурга применяет разнообразные методики очистки воды. Вся поступающая в городскую сеть вода обрабатывается ультрафиолетом. Вместо токсичного хлора применяют относительно безопасный гипохлорит натрия. Вместо аммиака теперь применяется сульфат аммония. В качестве сорбента незаменимым остаётся активированный уголь. И главной фишкой, ноу-хау Водоканала становится оригинальная система биомониторинга, где с 2005 года воду "проверяют" речные раки. Считается, что эти существа способны жить лишь в чистой, не загрязнённой среде.

Вода, даруемая нам природой, зачастую содержит так называемые, естественные примеси: минеральные соли, делающие воду жёсткой и оставляющие белёсый след на чайнике; железо — в целом это безвредно, но отнюдь не украшает нашу жизнь. Наиболее характерный пример – соли жёсткости. Питьевая вода, "приятная во всех отношениях", т.е. и по вкусу и по известковому налету в чайнике, должна содержать не более 1,5 мэкв/л (30 мг/л) ионов кальция Са2+. СанПиН допускает 7 мг-экв/л (140 мг/л Са2+), а в "особых случаях" 10 мг-экв/л (200 мг/лСа2+). Но даже если и эта норма будет превышена, обывателю придётся просто смириться. Ни один водоканал, не только в России, но и за рубежом, не может умягчать всю воду, подаваемую в водопровод. Это очень дорого и, по правде сказать, не рационально.

Таким образом, рамки стандартов на питьевую воду весьма условны и зачастую определяются не биологическими потребностями, а техническими возможностями. Кроме того, нужно помнить, что каждый человеческий организм имеет свои индивидуальные особенности и пороговые концентрации, после которых начинается реакция на то или иное вещество, для разных людей могут существенно различаться. Поэтому здесь речь может идти об использовании бытовых водоочистителей, рассчитанных на разные исходные условия воды: для регионов с жёсткой водой или же с дополнительным бактерицидным эффектом ( в этом случае в фильтре используются ионы серебра).

В последнее время в продаже появились фильтры для обогащения воды природными солями. Данный вид фильтров как раз незаменим для невской воды, она, как известно, считается слишком "мягкой" и минимально обогащена солями. Также немаловажно доочищать воду от соединений хлора, который неизбежно присутствует в водопроводной воде. С этой проблемой научились работать практически все фирмы, выпускающие бытовые водоочистители.

Качество воды зависит также и от состояния труб, по которым она поступает в наши дома. И несмотря на постоянные масштабные реконструкции водных магистралей, проблема ржавых труб по-прежнему актуальна. Именно поэтому в петербургской воде так сильно повышено содержание железа, марганца и других вторичных загрязнителей — ведь в 70-е и 80-е годы в Ленинграде для строительства сетей использовались сталь и серый чугун, а не полимеры, как сейчас. Для этого сейчас используются фильтры грубой очистки воды, устанавливаются они на всю входящую воду в жилой объект, как на горячую, так и на холодную воду. Для более серьёзной очистки воды от двухвалентного железа используются дорогостоящие системы обратного осмоса.

В заключение, подводя итог данного материала, хотелось бы дать личную оценку состояния питьевой воды в Санкт-Петербурге.

В шутливой манере это прозвучало бы как "В Питере — пить!" Ну а если серьёзно, то с уверенностью можно сказать, что ситуация с питьевой водой в Петербурге далека от идеала, но есть уверенность, что проблема эта не будет усугубляться, так как в обществе растёт запрос на экологию таких сфер жизни, как чистота воздуха и воды. В Петербурге за последние 20 лет прекратили работу многие промышленные предприятия, наносящие ущерб здоровому экоклимату региона, да и прогресс медленно, но верно несёт за собой новые способы очистки сточных вод, рекультивации различных свалок и полигонов с отходами. Строятся новые очистные сооружения. Да и производители бытовых водоочистителей ежегодно воплощают в жизнь новые подходы к очистке воды. Проводится множество экологических мониторингов состояния воды в Петербурге, их результаты получают общественную огласку и медленно, но неизбежно решение этих проблем выходит на высокий государственный уровень.

Автор: Анисимова Диана, Журфак МГУ

Тэги: